Авиация и космос как прорывные отрасли украинской экономики, МВФ как инструмент экономического роста, десятки антикоррупционных органов, «зарытый» на таможне годовый бюджет… Это лишь несколько явных преувеличений, прозвучавших в Верховной Раде во время отчета правительства. Проект VoxCheck проанализировал выступления премьера и депутатов и пришел к выводу, что обеим сторонам не чужд популизм, но глава правительства лучше владеет информацией об экономической ситуации в стране. Впрочем, знание не спасает от ошибок и преувеличений.
VoxUkraine проверил выступления нардепов и главы Кабмина 16 февраля, когда чуть не уволили правительство. Кто в судный день лукавил больше?
Манипуляции премьера
16 февраля правительство отчиталось в парламенте по итогам годовой работы. Арсений Яценюк вышел на трибуну вскоре после начала послеобеденного заседания и в течение следующих 47 минут, почти не заглядывая в шпаргалку, перечислил сделанное правительством за год. Премьер выглядел подготовленным, умело оперировал фактами и статистикой. Правильных фактов в речи премьера больше, чем ошибок и перекручиваний: было бы странно, если бы глава Кабинета министров много ошибался. Впрочем, и манипуляций в его речи хватает – и в основном они направлены на создание образа Кабмина-спасителя.
Країна була в боргах [рік тому], в країні не було коштів на казначейському рахунку, не було чим платити зарплати і пенсії, бюджет був повністю розбалансований. Тому перше і основне завдання [під час початку роботи цього уряду] – це [була] соціально-економічна стабілізація.
Украина действительно была в долгах, но и сейчас остается в них: в ходе реструктуризации удалось списать только 20% основной суммы по одному из долговых инструментов – суверенным еврооблигациям. В результате, в 2015 году общая сумма государственного долга (прямого и гарантированного) в долларовом эквиваленте незначительно сократилась, на 4,5 млрд. дол., до 65,5 млрд. дол, но все равно осталась значительной, особенно по отношению к размеру экономики.
В начале 2015 года, равно как и в феврале 2014-го, когда Яценюк стал премьером, деньги на казначейском счете были.
В своей речи Яценюк несколько раз возвращается к тому, что экономическая ситуация стабилизировалась.
Завдяки нашій спільній роботі з парламентом, завдяки спільній роботі уряду вдалось певним чином і покращити бізнес-середовище в країні. Найкращий показник – це, звичайно, іноземні інвестиції. Тут у минулому році був притік іноземних інвестицій, як правило, виключно в банківській сектор.
Чистый приток инвестиций действительно был значительный (+3,1 млрд долл). Но большая часть (76%) пришлась на банковский сектор. НБУ пояснил приток переоформлением долга в уставный капитал. Говорит ли это об улучшении инвестиционного климата? Вряд ли.
Нам вдалося спільно з вами повернути контроль над компанією “Укрнафта”. І після проведених зборів акціонерів туди призначений новий керівник компанії “Укрнафта”. І уряд в минулому році накінець-то за 5 років вперше отримав дивіденди від компанії “Укрнафта” в розмірі 1 мільярд 780 мільйонів гривень.
В прошлом году Укрнафта дважды платила дивиденды – осенью на сумму 632 млн грн за 2014 год и в декабре на сумму 1,7 млрд грн в счет долгов по дивидендам за 2011-2013 гг. Только это еще не все: остается нерешенной проблема налоговой задолженности на сумму 10,4 млрд грн, поэтому о полном контроле государства над компанией говорить рано.
Наше подальше завдання – це реальна, а не на словах, боротьба з корупцією. Створені десятки антикорупційних органів.
За 2014-2015гг, с большими скандалами были созданы (1) Национальное антикоррупционное бюро, (2) Специальная антикоррупционная прокуратура, (3) Агентство по возвращению активов, (4) Национальное агентство по предотвращению коррупции и (5) Государственное бюро расследований. При этом, реально начал работать только первый орган (в чем можно убедиться тут и тут).
Сьогодні парламент прийняв рішення про відновлення електронного декларування для чиновників.
По этому поводу высказался глава представительства Еврокомиссии в Украине Ян Томбинский:: “Новоухвалений закон про роботу електронної системи подання та оприлюднення декларацій осіб, уповноважених на виконання функцій держави або місцевого самоврядування (3755), викликає розчарування; він не відповідає антикорупційним зобов’язанням, що їх взяло на себе керівництво України“. Словом, гордиться пока нечем.
Депутаты против премьера
После Яценюка выступили два десятка депутатов, и, пожалуй, ярче всех – Юрий Луценко, глава депутатской фракции партии БПП.
«Заславши в парламент нашвидкуруч зліплений звіт, фактично, за два, подекуди за три квартали поточного… минулого року».
Не станем спорить о качестве отчета правительства, но отсутствие в нем статистики за последний квартал – объективная реальность. Даже в европейских странах статистическим ведомствам не удается собрать всю статистику за прошлый год к январю-февралю следующего.
При цьому [уряд] говорить, що все було б добре, якби парламент йому не тиснув, не заважав і не слав есемески.
Речь, вероятно, о скандале вокруг отставки министра экономики Айвараса Абромавичуса и последовавшей затем публикации переписки Абромавичуса с исполнительным директором Нафтогаза Андреем Пасишником, которого, якобы, продвигал на пост замминистра экономики депутат БПП Игорь Кононенко. Как бы там ни было, коалиционным соглашением парламент расставляет приоритеты и задает направление работы правительства, тогда как вмешательство в ежедневную работу министерств недопустимо.
В АПК 400 державних підприємств. Міністр розпоряджається чотирма м’ясокомбінатами, чотирма пунктами штучного осеменіння худоби. Це задача міністра? Так, може, він зрештою продасть весь цей розсадник партійної корупції і запустить ефективне господарювання на селі.
Министерство не имеет права продажи предприятий, а может только вносить предложения по продаже определённых активов. Госимущество продает ФГИ, а список предприятий, подлежащих приватизации, до сих пор не проголосован парламентом
Керівник Національного антикорупційного бюро озвучив цифру: 110 мільярдів гривень збитків у рік приносять державні підприємства. Питання: що ви робили рік, панове.
Действительно, по данным главы НАБУ Артема Сытника, в 2014 году из госкомпаний выведено 110 млрд грн. Данные за 2015 год Сытник не озвучил, но по информации Минэкономики, за 9 месяцев 2015 100 крупнейших госкомпаний заработали 2,2 млрд грн прибыли против 66 млрд грн убытка за аналогичный период 2014. Госкомпании становятся эффективнее и теперь наносят значительно меньший финансовый урон государству.
Чому минулого тижня ви заслали сюди проект Закону про розірвання контрактів з усіма керівниками, аби провести нарешті набір відповідальних ефективних менеджерів? Скажіть мені, хто вам заважав зняти партійно орієнтованих керівників в “Енергоатомі” , “Укрспирті”, “Укргазвидобуванні”, “Восток ГОКу”, в інших державних підприємствах, щоб люди розуміли, про що йдеться? “Електротяжмаш” 70 відсотків своєї продукції продає через дві британські прокладки з відкатом від 20 до 50 відсотків при обігу 2 мільярди гривень. Це сотні мільйонів, які не отримує державна кишеня, зате “золоті яйця” отримують хтось, направлені партіями.
Одна из проблем со старым руководством госкомпаний – их нежелание уходить и попытки восстановиться с помощью судов. В такой ситуации правительство бессильно. Все упомянутые в тексте компании VoxCheck не стал проверять, но нашел пару примеров на эту тему – по Электротяжмашу и Укрспирту. Касательно коррупции на Электротяжмаше, то, похоже, депутат пересказывает схему, раскрытую Министерством экономики.
СБУ зловило “на гарячому” з колосальними коштами керівництво, яких ви так і не захотіли після цього навіть відсторонити від зайнятих посад. Ось лист Президента, просить вас, відстороніть, а краще зніміть з посади Службу зайнятості і Службу експортного контролю. Думаєте зняли? Нема коли, бо ми пишемо принципи взаємодії між гілками влади, тієї влади, де вже сидять уже зловлені “на гарячому” корупціонери!
Экс-глава Госслужбы занятости Ярослав Кашуба недавно восстановился в должности по решению суда. Чиновника службы экспортного контроля, ранее задержанного за взятку, недавно выпустили на свободу. Претензии стоит адресовать к украинским правоохранительным органам и судам.
…уряд забув просту річ: в цій країні 43 мільйони жителів, 14 мільйонів пенсіонерів, 11 мільйонів працюючих, з яких 7 мільйонів не платять податки, бо мають три мінімальних зарплати, ще мільйон – на спрощеному податку і лише 3 мільйони сплачують податки, 3 мільйони утримують 43-мільйонну країну.
В Украине проживает 42,7 млн человек. Из них пенсионеров 12,3 млн. 16,5 млн человек занято. Сколько человек получают три минимальных зарплаты, проверить трудно, но даже если цифра правдива, то налоги они на самом деле платят. Существует льгота по подоходному налогу для тех, кто получает менее 1,4 минимальных зарплаты, однако с этой суммы в любом случае платится единый социальный взнос. Более того, 1 млн “упрощенцев” на самом деле тоже платят налог, который идет в госказну. Помимо налога на доходы физлиц и налога для “упрощенцев”, население платит НДС и акциз. Словом, отнюдь не 3 млн человек платят налоги, а значительно больше. Да и считать, что все население живет на деньги из бюджета – некорректно.
Речь Владимира Литвина, члена депутат ской группы Воля народа, не изобиловала большим количеством ошибок, однако VoxCheck нашел в ней несколько манипуляций и противоречий.
«…потрібно сказати, що, очевидно, цей уряд виконав найскладнішу, найчорнішу і, мабуть, найбруднішу роботу. Він розламав ту систему, яка так-сяк функціонувала і забезпечила більш-менш прийнятне життя людей. Він висмоктав, вицідив всі соки в суспільства заради того, що називають уряд реформами».
Трудно понять, ругает Литвин правительство или хвалит. С одной стороны – Кабмин выполнил самую сложную и черную работу, с другой, – с его слов, разрушил то, что обеспечивало более-менее приемлемый уровень жизни. И хотя он скептически отзывается о реформах, напомним, что они таки идут, хоть и медленнее, чем хотелось бы (в 2015 году индекс реформ iMoRe был стабильно выше нуля, хотя и ниже уровня в 2, который мы считаем приемлемым)
Які затримки по зарплаті, коли вони будуть зліквідовані? Яке у нас безробіття? Скільки створено робочих місць?
Долги по зарплатам бюджетников – регулярное явление в Украине. В январе 2010 объем непогашенной задолженности по зарплате был 1,4 млрд грн, в январе 2016 – 1,88 млрд грн. И за последние 6 лет ниже 500 млрд грн в месяц он не опускался. (данные Госстата)
По данным Госстата, по методологии Международной организации труда за первые три квартала 2015г. безработица в Украине составила 9,4%. В январе-сентябре 2014 – 9,3%, за аналогичный период 2013 – 7,6%. То есть безработица действительно выросла с 2013 года, но не катастрофично, и в 2015-м происходило постепенное поквартальное снижение показателя. (Отметим, что средний уровень безработицы в ЕС – 9%).
Для державних службовців пропонується створити фонд, щоб їм дати заробітну плату. Скажіть, будь ласка, а хто подбає про те, щоб створити фонд для бідних людей, щоб чим-небудь їм допомогти, цим людям.
Фонд заработных плат для госслужащих необходим для достойной оплаты труда тех, кто занимается реформированием Украины, что, в том числе, должно привести к повышению уровня жизни населения. Тогда как призывы к раздаче денег бедным (без указания источников этих денег) – чистый популизм.
Виктор Галасюк, член фракции «Радикальная партия»
«В мене питання: про що думав уряд весь цей час, коли не реалізовував коаліційну угоду, в тому числі розділ забезпечення прискореного економічного розвитку, який по суті залишився або на рівні декларацій, або був реалізований силами нашого комітету і дружніх депутатів з усіх фракцій практично партизанськими шляхами. Про що думав уряд, коли по суті ігнорував модель промислової політики, яка була підготовлена, затверджена нашим комітетам як дорожня карта для розвитку української промисловості?»
В коалиционном соглашении упоминаются: дерегуляция, защита прав собственности, антимонопольная политика, внедрение европейских стандартов, облегчение таможенных процедур, налоговая реформа. При этом, отдельной главы про развитие промышленности в документе нет, а значит правительство не обязано было выполнять идеи комитета.
Чому ви займалися дерегуляцією, підготовкою приватизації, набранням кредитів МВФ, а не розвитком малого і середнього бізнесу, розвитком промисловості, радикальною податковою реформою, детінізацією економіки, створенням нових можливостей?
Перечисленные действия правительства нисколько не противоречат развитию промышленности и малого и среднего бизнеса, детенизации экономики и созданию новых возможностей. Напротив, они как раз направлены на развитие экономики, тогда как кредиты МВФ – вынужденная и временная мера с учетом текущего состояния бюджета и международных резервов НБУ.
Николай Томенко, внефракционный депутат
«Президент видав указ пошанувати чорнобильців, усі соціальні програми в цьому році ліквідовані. Таке враження, як спеціально».
Неправда, что все льготы чернобыльцам были отменены. Ужесточились критерии их предоставления, часть льгот сократили.
.
Олег Березюк, глава фракции «Объединение “Самопомощь”
«На митниці лежить за нашими підрахунками ще один річний бюджет країни».
Приводим расчеты за 2014 год, т.к. за 2015 еще нет всех данных. В бюджете-2014 налоги с внешнеэкономических операций составили 136 млрд. грн. или более трети бюджета. Это соответствует примерно 10% внешнеторгового оборота товаров, если брать данные Госстата, который рассчитывает их базируясь исключительно на таможенных декларациях, т.е. без учета серых схем и контрабанды. А вот НБУ корректирует статистику оценивая объемы неформальной внешней торговли. По оценке Нацбанка серый экспорт составил в 2014 году 1 млрд дол., а серый импорт 9 млрд дол. В сумме по усредненному официальному курсу – это 119 млрд грн. Если бы эти объемы были официально задекларированы, дополнительные поступления в бюджет составили бы около 12 млрд грн (10% от 119 млрд). А это никак не бюджет Украины, который в 2014 году составлял 364 млрд грн. Получить в виде налогов с внешней торговли сумму эквивалентную “еще одному бюджету” можно было бы, если б серый/контрабандный экспорт и импорт превышали официальный в 3,7(!) раза.
Олег Ляшко, глава фракции «Радикальная партия»
«Кредити Міжнародного валютного фонду – це мають бути як інструмент для економічного зростання».
МВФ не дает деньги на экономический рост. Цель фонда – поддержка страны в период значительных внешних финансовых потрясений и высокого дефицита платежного баланса, когда доступ к внешним рынкам капитала ограничен. Так что рассчитывать на стимуляцию экономического роста Украины Международным валютным фондом не стоит – это не его задача.
Примечание:
Команда VoxCheck не проверяла и не комментировала:
- специфическую отраслевую информацию, которую невозможно найти в открытом доступе, и экспертизы в которой у VoxCheck нет;
- субъективные оценки и мнения, основанные на таких фактах, которые затруднительно проверить.
Проект VoxCheck не ставит себе целью проверить все высказывания политиков, даже если их тематика входит в зону компетенции экспертов VoxUkraine. Наша задачa – повысить уровень экономической дискуссии и экспертизы в украинском политикуме. Поэтому мы выбирали наиболее грубые и вопиющие ошибки. Впрочем, доклад премьера, как главного действующего лица того вечера, мы проверили полностью, отметив как ошибочные высказывания, так и правдивые.
Застереження
Авторы не работают, не консультируют, не владеют акциями и не получают финансирования от компании или организации, которая бы имела пользу от этой статьи, а также никоим образом с ними не связаны