Одним из важных условий объединения страны в единую общность является признание некоторых дат и символов, а также общие праздники. Иногда государство вмешивается в этот процесс, выбирая героев и красные даты. Выбор этот довольно субъективен и часто следует минутным нуждам политики. Можно вспомнить критику президента Ющенко за присвоение Шухевичу и Бандере звания Героев Украины, которых при Януковиче через суд лишили этих званий. В противовес героям «западенцев» предлагаются знаковые личности советской эпохи – молодогвардейцы, советские партизаны и военные, а также герои труда, одним из которых был Алексей Стаханов.
В ночь на 31 августа 1935 года шахтер Алексей Стаханов за смену (5 часов 45 минут) установил рекорд — добыл 102 тонны угля, что соответствовало 14 нормам. Основное новшество – специализация: если ранее каждый шахтер сам и рубил уголь и крепил леса для предотвращения обвала, то по Стахановскому методу крепёжники работали отдельно, что позволяло увеличить общий уровень добычи. О рекорде написала газета «Правда» и в СССР начало шириться Стахановское движение.
75-летие движения в 2010 году не стало общенациональным праздником. 80-летие в текущем году в самопровозглашенных республиках будут активно праздновать, с Кобзоном и народными гуляниями. Должна ли стать дата начала стахановского движения красной датой для всей Украины?
Ответ на этот вопрос зависит от исторической важности явления и его влияния на судьбы людей.
Неделя Человеческого Капитала
Рабочая Сила в Украине: Отличное Образование, но Малая Производительность, или Почему Необходимы Комплексные Реформы (Том Купе, Киевская школа экономики, член Редколлегии VoxUkraine)
Ольга Купец: Качество Украинской Рабочей Силы Является Довольно Низким (Ольга Купец, доцент кафедры экономической теории, НаУКМА)
Мария Алексинская: Низкая Производительность Труда в Украине: Кто на Самом Деле Виноват (Мария Алексинская, экономист, Международная организация труда)
Как Дела в Украинской Науке (Максим Сич, Шеффилдский университет, Том Купе, Киевская школа экономики, Александр Талавера,Шеффилдский университет)
Между Текстом и Контекстом Публикации «Как Дела в Украинской Науке» (Светлана Благодетелева-Вовк, к.э.н, доцент, руководитель проекта «Антикоррупционные инициативы Киева»)
Является ли стахановский метод новшеством? В добыче угля – вероятно, да (автор не нашел данных о применении таких методов именно на данном этапе технологического процесса ранее), но оно не привело к общему росту продуктивности – по данным, выпуск на шахте «Центральная-Ирмино», где Стаханов установил рекорд, вырос аж на 0,7% в октябре по сравнению с сентябрем 1935 года. Причина – наличие других «узких мест» — ведь надо не только нарубить уголь, но и загрузить в вагонетки, поднять на гора, перегрузить в вагоны, вывезти к ТЭС и домнам.
В целом, научная организация труда началась задолго до Стаханова. Завод Форда, пользуясь ею и запустив конвейер, выпустил в 1914 году первые 300 тыс. авто, само использование конвейера началось еще раньше. Фредерик Тейлор занимался вопросом организации труда еще в ХІХ веке, тейлоризм был одной из причин стандартизации многих процессов, при этом сам подход был намного более фундаментальным. Как пример, можно привести определение оптимальной работы копателя, которая учитывала не только темп работы, но и определение оптимальных параметров лопаты. Применялись эти подходы и на нашей территории – достаточно взглянуть на кирпичи, из которых построены здания начала ХХ века в Киеве – они стандартные.
Занимались вопросом научной организации труда и в УССР до Стаханова: в 1921 в Харькове был открыт Всеукраинский институт труда, имелись интересные наработки. К сожалению, институт подвергся критике за «буржуазность» науки и был закрыт, а часть сотрудников – репрессированы.
Стахановское движение, в отличие от социалистического соревнования и движения ударников, которые зародились ранее – во второй половине 1920-х, имело установку рекордов своей основной целью. И в жертву этой цели зачастую приносились другие параметры, например, качество, безопасность, износ оборудования.
Стахановцев противопоставляли инженерам старшего поколения, спецам, что было одним из отражений чисток конца 1920-х — первой половины 1930-х годов, таких как Шахтинское дело. Энтузиазм считался важнее соответствия техническим процессам. Небольшая деталь: за свой рекорд Стаханов получил квартиру в доме для инженерно-технического персонала.
Стаханова часто превозносят как символ возведения на пьедестал «человека труда», воздавания должного “гегемону” – рабочему классу. На самом деле, будучи социальным лифтом для немногих, основным результатом стахановского движение стало повышение норм выработки для всех, то есть рост производительности труда обеспечивался не столько за счёт рекордсменов, сколько за счёт основной массы рабочих, вынужденных работать больше за ту же зарплату. Поэтому ударников обычно в коллективе не любили, им угрожали, а иногда даже били.
Утверждение, что без стахановского движения СССР не успел бы подготовится к нападению Германии в 1941 году, также сомнительно. Действительно, на начало войны у СССР было много танков и другой техники, но они были потеряны в первые месяцы войны, при этом большинство потерь – небоевые, поэтому даже если и было влияние движения на увеличение выпуска, то оно во многом оказалось малоэффективным. Уже с сентября 1941 года СССР начал получать танки и другое оборудование по ленд-лизу от Великобритании и США.
Подводя итоги, можно отметить что стахановское движение не смогло (да и не могло) системно решить вопрос стабильного повышения производительности труда. Отдельные ударники противопоставлялись как инженерам-техникам так и основной массе рабочих. «Заточенность» под одиночный рекорд на отдельном этапе производственной цепочки вместо улучшения постоянной производительности не приносила значимого экономического эффекта. Поэтому ни с инновационной, ни с экономической, ни с социальной точки зрения рекорд Стаханова не может считаться «красной датой». Уважение к труду любой профессии не должно быть привязано к одному дню в году.
Предостережение
Автор не является сотрудником, не консультирует, не владеет акциями и не получает финансирования ни от одной компании или организации, которая имела бы пользу от этой статьи, а также никак с ними не связан.