Дорого и плохо, зато для каждого: во сколько Украине на самом деле обходится высшее образование | VoxUkraine

Дорого и плохо, зато для каждого: во сколько Украине на самом деле обходится высшее образование

19 июля 2016
FacebookTwitterTelegram
2721

Хороша ли идея увеличить госзаказ в украинских вузах? Честный ответ — нет. Благородная идея бесплатного «государственного» образования на деле часто оборачивается неэффективным расходованием средств. По данным Счетной палаты, если в 2012 году вне государственного заказа в вузы поступало около 41% учащихся, то уже в 2015 году это количество составило только 26%. То есть, 3/4 абитуриентов имели возможность поступить на бюджет, что нивелирует понятие «конкурсного отбора» и резко негативно отражается на качестве образования.

Недавно Кабинет министров Украины принял решение об увеличении государственного заказа в ВУЗах в 2016 году. Кроме решения о 14%-ном повышении заказа на младших специалистов (это последний год, когда можно поступить в ВУЗ по такой квалификации, а решение о повышении госзаказа на эту квалификацию было принято во многом под влиянием ситуации с финансированием ПТУ), на 6,4% снизили прием бакалавров, на 22% и 50% увеличили прием специалистов и магистров соответственно. Не углубляясь в детали конкретного года, когда высшее образование находится на пике реформирования, возросла потребность в военных кадрах, а вступительная кампания затруднена из-за АТО, ситуации  в Крыму и на неподконтрольных территориях на Востоке, в этой статье мы хотели бы сконцентрироваться на более долгосрочных закономерностях.

На наш взгляд, в долгосрочной перспективе якобы замечательная идея о «бесплатном» высшем образование от государства на самом деле оборачивается неэффективным расходованием государственных средств и создает перекосы на рынке труда, с которыми украинцам приходится  жить уже сейчас и придётся жить ещё много лет. Поставим несколько вопросов о роли высшего образования в Украине, и попробуем дать ответы на них.

Соответствует ли объем государственного заказа демографической ситуации?

Существенный спад рождаемости  конца 90-х — начала 2000-х обернулся тем, что количество людей, которые сейчас (по возрасту) могут поступать в вузы существенно ниже, чем в предыдущие годы.

Рисунок 1. Количество детей разных возрастных групп

ov_ru_1

Источник: Госстат, Институт демографии и социальных исследований

Счетная палата в своем отчёте за 2015 года пишет следующее: «В то же время сокращение количества выпускников школ из-за негативной демографической ситуации в стране опережает сокращение госзаказа. Так, количество учащихся, окончивших школу III ступени и получивших аттестат о полном общем среднем образовании (которое дает им право поступления в вузы III-IV уровней аккредитации), так приблизилось к показателям приема по государственному заказу, что сейчас нивелируется само понятие «конкурсный отбор».

По данным Счетной палаты, если в 2012/13 годах вне государственного заказа в вузы поступало около 41% учащихся, то уже в 2015 году это количество составило только 26%. То есть, если пользоваться цифрами счетной палаты, 74% лиц имели возможность поступить на бюджет. При этом по данным Министерства образования, которые заместитель министра Инна Совсун недавно представила на сборах Реанимационного пакета реформ, общее количество поступающих в ВУЗы достигло 80% выпускников этого года.

Чтобы снять вопрос о корректности этих расчетов, и одновременно не углубляться в количество бюджетных мест по каждому образовательному уровню, посмотрим на динамику более широкого демографического соотношения — общего количества 17-летних подростков по данным Госстата и общего количества мест государственного заказа на дневной форме обучения на все образовательно-квалификационные уровни за исключением аспирантов и докторантов. Соотношение не даст представления о конкурсе на одно бюджетное место или о проценте детей, которые могут учиться на бюджете (не все 17-летние являются абитуриентами, и не все места госзаказа предусмотрены для 17-летних), но примерно покажет динамику поведения государственного заказа относительно демографической картины за последние 10 лет.

Рисунок 2. Соотношение общих объемов государственного заказа и общего количества подростков в возрасте 17 лет

ov_ua_2

Источник: Госстат, CEDOS

Соответствует ли государственный заказ реальным потребностям рынка труда?

Индекс сложности экономики, который можно считать качественным показателем общего уровня технологий в стране, и, соответственно, можно предположить, что он будет иметь корреляцию с потребностью в высокообразованных кадрах, демонстрирует нисходящую динамику, а основным экспортным товаром Украины много лет остается сырье. Можно было бы аргументировать, что рост числа людей с высшим образованием потенциально может вывести страну на новый технологический уровень, если бы четыре из ТОП-5 позиций в государственном заказе не занимали экономика, гуманитарные науки, правоведение и педагогическое образование. (Пятая специальность в ТОП-5 — «Информатика и вычислительная техника» — находится на третьем месте).

Оставив профессионалам более узкое исследование потребностей рынка по специальностям, снова посмотрим на более широкое соотношение. Доцент кафедры экономической теории Киево-Могилянской академии Ольга Купец в своем исследовании выяснила, что 30% украинцев уже сейчас чувствуют, что имеют более высокий уровень образования, чем требуется для выполнения их работы. (Kupets, O. Education in Transition and Job Mismatch: Evidence from the Skills Survey in Non-EU Transition Economies. Kyoto Institute of Economic Research Discussion Paper No. 915, 2015).

Проще говоря, люди с высшим образованием могут годами работать парикмахерами или операторами колл-центров, либо из-за завышенного рыночного предложения специалистов с высшим образованием получать низкие зарплаты на должностях специалистов. В то же время серьезной выглядит проблема с рабочими специальностями. Украинские производители в частных разговорах жалуются на то, что трудно найти качественные материалы украинского производства — от ткани до бутылок. Чтобы найти действительно профессиональную портниху для своего небольшого военно-ориентированного производства, моей знакомой пришлось серьезно потрудиться. За немногими действительно квалифицированными бытовыми мастерами электриками и сантехниками выстраиваются очереди, оплата их труда, особенно в крупных городах, может запросто превышать оплату труда преподавателей университетов. Так проявляется дефицит кадров рабочих специальностей. Это, однако, выборочные эмпирические наблюдения, требующие подтверждения или опровержения во время исследований.

Целесообразно ли финансировать именно бесплатное высшее образование для каждого за государственный счет?

Украина много лет имеет бюджетный дефицит, одалживает кредитные средства на рынке и у доноров. Кроме того, по подсчётам Центра Экономической стратегии, перераспределение ВВП через бюджет для ускорения экономического роста следует уменьшить до 37% ВВП, снизив налоговое бремя.

Совокупные расходы государства на образование в течение 2007-2014 годов составляли 6,2% — 7,4% ВВП (в среднем 6,8% — Рисунок 13), в 2015 году этот показатель снизился до 5,4% и в 2016 планируется довести его до уровня 5,3% ВВП (рис. 3). И, даже после сокращения, это достаточно высокий показатель, по сравнению с другими странами (рис. 4 и 5), где средний уровень расходов на образование за этот период составляет около 4,7% от ВВП. В то же время, сильно недофинансированными оставались капитальные расходы, расходы на медицину, и, учитывая геополитические события — расходы на оборону.

Рисунок 3. Структура государственных расходов согласно функциональной классификации в Украине и в среднем по странам ЕС

156

Источник: Министерство финансов, МВФ, Госстат, оценка ЦЕС .*без учета квази-фискальных расходов (в том числе на поддержку НАК «Нафтогаз Украины»)

Рисунок 4. Средние расходы государства на образование по отношению к ВВП на душу населения

ov_ru_4

Источник: UNESCO Institute for Statistics

В составе финансирования отдельно образования, в Украине слишком высокой является именно доля финансирования высшего образования. Так, доля расходов на высшее образование в полтора раза превышает средний уровень для стран-новых членов ЕС (рис. 5).

Рисунок 5. Расходы на образование в Украине и странах-новых членах Евросоюза, последние имеющиеся данные (Украина — 2015),% от ВВП

ov_ru_5

Источник: Всемирный банк, Государственное казначейство Украины

Среднее же образование по демографическим показателям — тот сектор, который больше всего будет нуждаться в ресурсах в ближайшее время, ведь количество детей младшего школьного возраста с 2010 года до 2018 года по прогнозам вырастет почти вдвое, как почти вдвое увеличится количество подростков 10-14 лет в 2014-2022 годы. Уровень оплаты труда учителей, перегруженные классы в городах, плохие дороги и отсутствие школьных автобусов в селах, отсутствие лабораторного оборудования, компьютеров т.д. — это все проблемы среднего образования, которые нужно решать, и это требует ресурсов.

Киев как пример негибкости системы среднего образования

Если в сельских школах детей в классах немного, но школы не закрываются и продолжают функционировать, то крупные города сталкиваются с противоположной проблемой. В Киеве, например, увеличение количества детей не сопровождается строительством школ (см. Рисунок 6). Среднее количество учеников на одну школу составляет 537 человек против 466 человек в среднем по городам Украины, для густонаселенных кварталов ситуация гораздо хуже.

Рисунок 6. Некоторые показатели развития среднего образования в г. Киев

ov_ru_6

Джерело: Госстат

Были ли эти расходы эффективными? По этому поводу Счетная палата в упомянутом выше отчете пишет следующее:

«В 2015 году, несмотря на законодательно определенный новый порядок финансирования вузов, их финансирование осуществлялось, как и в предыдущие годы, в соответствии с доведенными лимитами, исходя не из стоимости обучения на одного студента, аспиранта, докторанта и т.п., а из необходимости учреждения в целом путем составления и подачи главному распорядителю бюджетных средств бюджетного  предложения в целом по вузам с учетом нормативов численности студентов (курсантов), аспирантов (адъюнктов), докторантов, соискателей, слушателей, интернов, клинических ординаторов на одну штатную должность научно-педагогического работника … То есть средства на подготовку специалистов с высшим образованием по государственному заказу фактически планируются и используются как средства на содержание бюджетного учреждения».

Но лучше, по нашему мнению, дополнительно посмотреть на объективные качественные показатели.

Является ли современное украинское высшее образование качественным?

Учитывая то, что финансовые ресурсы распылены между многими студентами и высокий уровень коррупции в вузах, даже такой значительной доли ВВП Украины не хватает, чтобы обеспечить высокое качество образования. Приблизительно 32% средств идёт на обеспечение качественного образования, а на стипендии студентам-бюджетникам, независимо от финансово-имущественного состояния семей. Если принимать во внимание уровень функциональной грамотности и производительность труда в Украине (рис. 7 и 8) — вряд ли можно сделать вывод о том, что высшее образование является качественным.

Рисунок 7. Доля студентов среди лиц соответствующего возраста * в Украине и странах — новых членах Евросоюза

ov_ru_7
Источник: UNESCO

Рисунок 8. ВВП на одного работающего человека (constant 1990 $ PPP)

ov_ru_8
Источник: World Bank

Среди 288 украинских университетов нет ни одного, который бы поднялся выше 400 строчки в глобальном рейтинге QS1, а в расчете на численность населения, Украина имеет в среднем 6,35 университетов на 1 млн человек. Такое количество университетов выглядит чрезмерным по сравнению с европейскими странами. В Великобритании, где 48 университетов входят в мировой рейтинг ТОП-400, аккредитовано всего 160 университетов, что в отношении к численности населения составляет 2,48 университета на 1 млн человек. Швеция и Германия имеют соответственно 4,95 и 5,28 университетов на 1 млн человек.

Таким образом, можно сделать вывод, что в Украине количество мест государственного заказа превышает и потребности рынка труда, и финансовые возможности страны, а образование при этом не является качественным. Почему могла возникнуть такая ситуация?

По состоянию на 2015/16 год, более 70% вузов в Украине содержатся за бюджетные средства. С 2010 по 2015 год количество студентов сократилось на 31%, а количество государственных вузов — всего на 10%. В 2016 году, по оценкам министерства образования, 80% выпускников этого года будет поступать в ВУЗы.  Количество студентов на одного преподавателя (принимая во внимание и дневную, и вечернюю, и заочную формы обучения) составляло около 11,7 человек в 2015 году (средний показатель для стран Европы в 2013г. — 15,4 человека, в 2010 году показатель для Украины составлял 15,3 человека). Таким образом, непрерывный рост государственного заказа решает основную проблему образовательных учреждений, которые не хотят сокращать своих сотрудников. И устаревшая система финансирования вузов только помогает в этом.

Уже сейчас из-за того, что Украина много лет находилась на периферии мирового развития, существует существенный разрыв между требованиями работодателей и уровнем образования в Украине. В глобальном мире падение ресурсных рынков с высокой вероятностью приведет к дальнейшему давлению на экономики всех сырьевых стран, в том числе Украины, и в течение следующих 10 лет может усилиться разрыв между богатыми и бедными странами не только в терминах дохода на душу населения, но и в терминах требований к квалификации рабочей силы. Для Украины это будет обозначать стремительное расширение квалификационного разрыва между требованиями рынка и состоянием рабочей силы, и, соответственно, углубление падения, если ситуация коренным образом не изменится.

Примечания

[1] Фактические расходы — по данным Госказначейства про выполнение бюджета за январь-декабрь 2015 года. ВВП в 2015 году согласно с Инфляционным отчетом НБУ составляет 1 937 млрд. грн.

[2]Ссылка

[3] Страны, которые недавно присоединились к ЕС: Болгария, Хорватия, Кипр, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Мальта, Польша, Румыния, Словакия, Словения. Литва была исключена, как страну с очень большим показателем расходов на образование (17,4%), во избежание деформации результатов статистического анализа.

[4] На высшее образование в Украине тратится 1,63% от ВВП; в среднем новые члены ЕС тратят 1,07% от ВВП

[5]1

[6] QS World University Rankings (topuniversities.com). Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко – 421-430 место

[7] Численность населения здесь и далее – по данным Всемирного банка

[8]Ссылка

[9]Ссылка, ст. 67

[10] Ссылка

Авторы
  • Мария Репко, гостевой редактор «Вокс Украина», Центр экономической стратегии

Предостережение

The author doesn`t work for, consult to, own shares in or receive funding from any company or organization that would benefit from this article, and have no relevant affiliations