Проверка фейков в рамках партнерства с Meta
Российские ресурсы, ссылаясь на статью The New York Times, распространяют информацию, якобы Украина вербует несовершеннолетних для диверсий и шпионажа через телеграм и видеоигры. Методы вербовки бывают жестокими: от обещаний легких денег до шантажа интимными фото.
Однако, это манипуляция. В статье говорится, что обе стороны прибегают к вербовке несовершеннолетних, используя схожие методы.
Скриншот сообщения
4 сентября The New York Times опубликовало статью российской журналистки оппозиционного медиа «Медуза» Лилии Яппаровой под заголовком «Война в Украине имеет новое шокирующее оружие». В ней говорится о том, что с начала полномасштабного вторжения обе стороны — Украина и россия — используют детей для проведения диверсий на территории врага.
Лилия Яппарова — специальный корреспондент медиа «Медуза». В первые дни полномасштабного вторжения рф она приехала в Украину и готовила репортажи о войне. В частности, писала о преступлениях, совершенных россиянами в Киевской области в 2022 году, и о вербовке россией наемников для войны в Украине.
Для этого спецслужбы связываются с подростками через мессенджеры или чаты видеоигр с предложением быстрого заработка. После установления контакта кураторы дают инструкции. Задания бывают разные: от фотографий полицейских машин или карет скорой помощи до распыления токсичных веществ в школе. В статье говорится, что и украинские, и российские спецслужбы иногда прибегают к шантажу детей интимными фото.
В частности, в Нацполиции сообщали, что россияне заставляли 14-летнюю жительницу Тернополя совершить теракт, шантажируя ее откровенными фотографиями. В то же время в открытых источниках нет информации об аналогичных действиях украинских спецслужб.
В статье добавляют, что россияне иногда идут еще дальше и прибегают к ликвидации подростков, которых завербовали. Так, в марте 2025 года спецслужбы рф взорвали двух своих агентов — украинских парней 15 и 17 лет, — которые переносили самодельное взрывное устройство в районе железнодорожного вокзала с целью проведения теракта. Один из них погиб на месте, а у другого ампутировали обе ноги.
Автор отмечает, что с весны 2024 года СБУ арестовалаа около 175 несовершеннолетних, причастных к шпионажу, поджогам и взрывам, организованным российскими разведчиками. Россия не предоставляет аналогичной официальной статистики, но правозащитники, с которыми общалась журналистка, заявили о как минимум 100 подобных случаях. При этом российских подростков, которые проводили подрывную деятельность, жестоко наказывают. В частности, в статье рассказывают о парне, который поджег железнодорожное оборудование и купе поезда. В российской полиции его так долго били электрошокерами, что они постоянно разряжались. В материале не упоминаются подобные действия со стороны украинских правоохранителей.
Предостережение
Авторы не работают, не консультируют, не владеют акциями и не получают финансирования от компании или организации, которая бы имела пользу от этой статьи, а также никоим образом с ними не связаны