Проверка фейков в рамках партнерства с Meta
В сети распространяют видео, где блогер рассказывает, что Европарламент якобы принимает закон, который обяжет устанавливать на все смартфоны в ЕС специальное государственное программное обеспечение. По его словам, так будут следить за перепиской граждан. ПЗ будет сканировать каждое сообщение и изображение на телефоне, передавать данные мессенджерам и провайдерам, а в случае нарушений – в полицию. Блогер подает это как доказательство введения в ЕС «железного занавеса».
Однако это неправда. Закон не предусматривает установку государственного ПЗ на устройствах граждан ЕС. Он направлен на предотвращение сексуального насилия над детьми, а не на тотальный контроль за пользователями.
Скриншот сообщения
В Европейском Союзе действительно продолжается обсуждение регламента под названием Regulation laying down rules to prevent and combat child sexual abuse (CSAR), который в публичных дискуссиях часто называют Chat Control. Это еще не принятый закон, а проект, который Еврокомиссия представила в 2022 году, а Европарламент и страны-члены обсуждают до сих пор. Сейчас документ находится на стадии доработки: парламентарии, правительства и технологические компании стран ЕС пытаются найти компромисс между защитой детей в интернете и соблюдением права пользователей на неприкосновенность частной жизни.
Когда проголосуют закон, пока неизвестно — голосование Совета ЕС, которое планировалось на 14 октября 2025 года, отложили из-за отсутствия консенсуса между государствами-членами.
Суть инициативы заключается в том, чтобы предоставить интернет-платформам и мессенджерам юридическую обязанность выявлять и сообщать о материалах сексуального насилия над детьми. Один из технических подходов, который рассматривался на раннем этапе, – так называемое сканирование на устройстве пользователя (client-side scanning), то есть проверка файлов и сообщений еще до их шифрования.
Сканирование на устройстве пользователя потенциально позволило бы выявлять запрещенный контент, не расшифровывая сообщения после отправки. Ведь из-за применения end-to-end шифрования ключи шифрования находятся только на устройствах отправителя и получателя. Из-за этого у серверов ограниченные возможности для проверки, нет ли в сообщении запрещенного контента. Сканирование на устройстве пользователя позволяет обойти это техническое препятствие. Ведь проверка происходит непосредственно на устройстве до шифрования, а сервер получает только сигнал о потенциально запрещенном контенте. При этом сами сообщения остаются зашифрованными.
Однако именно эта часть вызвала наибольшее беспокойство среди экспертов и правозащитников, поскольку она может создать прецедент для вмешательства в личную переписку. Часть европейских правительств и общественных организаций настаивают, что даже борьба с педофилией не может оправдывать массовый мониторинг частных сообщений. Правозащитные организации, в частности European Digital Rights (EDRi), предупреждают, что технология сканирования может ослабить шифрование и создать риски злоупотреблений.
Учитывая это, нынешние версии регламента требуют, чтобы каждое вмешательство происходило только на основании судебного решения или официального ордера. Также в проекте закона уже нет обязательного сканирования на стороне клиента (client-side scanning), которое предусматривалось в первоначальных предложениях. Вместо этого осталось добровольное выявление материалов платформами, но закон формализует юридические рамки: устанавливает ответственность платформ, если они не реагируют на найденный контент, унифицирует правила по всему ЕС и создает общие стандарты, чтобы платформы действовали последовательно и прозрачно.
Текущие правила ЕС, которые будут действовать по крайней мере до 3 апреля 2026 года, позволяют платформам добровольно использовать имеющиеся технологии для выявления материалов сексуального насилия над детьми — и только те, которые не вмешиваются в end-to-end шифрование. Например, это могут быть алгоритмы для сканирования метаданных, хэшей файлов или сигналов о потенциально запрещенном контенте без расшифровки сообщений.
Несмотря на опасения критиков, регламент никогда не предусматривал установку государственного программного обеспечения на телефоны граждан. Речь идет о узконаправленном механизме противодействия сексуальному насилию над детьми, а не об инструменте массовой слежки.
Блогер, видео которого распространяют в соцсетях, исказил эти факты. Он также сравнил ЕС с россией, показывая ее якобы более демократичной. На самом деле ситуация противоположная: в ЕС дискуссия о Chat Control открыта, с привлечением правозащитников, юристов, технологических компаний и гражданского общества. Решения принимаются публично и подотчетно.
В то же время в рф давно существует разветвленная инфраструктура государственного контроля интернета. Например, система SORM («система оперативно-розыскных мероприятий»). Она состоит из трех уровней: SORM-1 перехватывает телефонные звонки, SORM-2 — интернет-трафик, а SORM-3 охватывает все типы коммуникаций (включая Wi-Fi и соцсети). По закону все интернет-провайдеры обязаны устанавливать на своем оборудовании «черные ящики», которые дают ФСБ и другим спецслужбам прямой доступ к трафику. И те не обязаны предварительно уведомлять провайдера о вмешательстве или показывать ему ордер.
Итак, в ЕС продолжается публичный процесс обсуждения регламента CSAR с привлечением правозащитников и технологических компаний, чтобы обезопасить детей от сексуального насилия онлайн. В то же время в россии уже существует действующая система массового государственного контроля интернета.
Предостережение
Авторы не работают, не консультируют, не владеют акциями и не получают финансирования от компании или организации, которая бы имела пользу от этой статьи, а также никоим образом с ними не связаны