Проверка фейков в рамках партнерства с Facebook
В сети распространяют публикацию с фотографией, в которой указано ложные тезисы о том, что смертность от COVID-19 значительно ниже, чем смертность от туберкулеза, ротавируса и гриппа. Опровергаем сравнения коронавируса с этими заболеваниями по очереди.
Прежде всего, отметим, что по состоянию на 24 ноября во всем мире насчитывалось уже более 1,3 млн смертей от COVID-19.
В фейке сравнивают смертность от COVID-19 с заболеваниями, которые являются вакциноконтролированными. Также туберкулез, ротавирусная инфекция и грипп являются заболеваниями, которые исследуются медицинским сообществом уже много лет, и от них есть успешные методы лечения, в отличие от COVID-19. То есть, неуместно сравнивать вирусы и заболевания, против которых существуют вакцины и эффективные средства лечения с вирусом, против которого нет вакцины и заболеванием, против которого имеются лишь единичные эффективные средства. К тому же, SARS-CoV-2 является более заразным, чем грипп при значительном распространении, что означает большее количество жертв, даже при относительно невысоком уровне летальности.
Смертность от COVID-19 не является ниже в 16 раз от гриппа. К примеру, по расчетам ВОЗ, подтвержденные независимыми научными статьями, приблизительное количество смертей в мире, вызванных сезонным гриппом, максимально достигает 650 тыс. человек ежегодно. Меньше чем за год от COVID-19 умерло вдвое больше людей, чем от гриппа умирает ежегодно.
Также можно сравнить смертность от сезонного гриппа и COVID-19 в США — пока наиболее пораженной пандемией COVID-19 стране. По данным американских Центров контроля за заболеваниями, в течение сезона гриппа 2018-2019 годов (с октября по март) насчитали всего 34 200 смертей, тогда как от COVID-19 с января по ноябрь этого года зафиксировали почти 250 тысяч смертей. Однако исследователи предполагают, что смертность от COVID-19 в США значительно больше. То есть, в 2020 году 30-60% избыточных смертей связаны с тем, что эти лица имели недиагностированный случай заболевания COVID-19.
Новые штаммы гриппа случаются раз в 10-40 лет, что может вызвать высокую смертность, подобно эпидемии «испанского гриппа» 1918 с 20-40 миллионами погибших. Хотя новые исследования рассчитывают смерти от «испанки» в 18 млн смертей.
Однако, сравнивать смертность от «испанского гриппа» 1918-1919 годов и COVID-19 также некорректно. Ученые утверждают, что большинство смертей тогда были вызваны бактериальной пневмонией из-за отсутствия надлежащих стандартов гигиены и антибиотиков.
Смертность COVID-19 не является ниже в 20 раз от обычного ротавируса. Ротавирусная инфекция грозит смертью прежде всего детям до 5 лет. Однако от ротавируса есть ряд эффективных вакцин, которые предотвращают заражение и тяжелое течение заболевания у детей. Сейчас большинство заражений ротавирусом приходится на развивающиеся страны, в которых существуют проблемы с охраной здоровья и бытовой гигиеной. По расчетам ВОЗ, от тяжелого течения ротавирусной инфекции в 2013 году погибло 215 тыс. детей. В 2016 ученые насчитывали уже значительно меньше — 128 тыс. смертей детей до 5 лет от ротавирусной инфекции. Такое снижение случаев связывают с большим охватом вакцинами и улучшением бытовых гигиенических условий среди детей до 5 лет в этих регионах.
Поэтому, даже если сравнить с пессимистическим показателем 215 тыс. смертей в 2013 году, все равно смертность от COVID-19 за 11 месяцев в мире превысит смертность от ротавируса в 6 раз.
Утверждение, что смертей от туберкулеза в 16 раз больше, чем от COVID-19, некорректно. Количество смертей ежегодно от этих заболеваний в настоящее время является соизмеримым, однако туберкулез относят к вакциноконтролированным заболеваниям, а также от него есть успешное лечение.
Согласно данным ВОЗ, в 2018 году от туберкулеза умерло 1,5 млн человек в мире. Однако в этой статистике добавлен также 251 тыс. ВИЧ-позитивных лиц, у которых смерть классифицируют как вызванную ВИЧ-заболеванием.
Однако в странах с должным уровнем вакцинации, смертность от туберкулеза очень низкая, так как минимизировано риск появления и заражения. С 2000 до 2017 года смертность от туберкулеза упала на 42%. Согласно оценкам ВОЗ, лучший доступ к лечению и своевременная вакцинация в детстве являются факторами ежегодного уменьшения количества смертей от туберкулеза.
От коронавируса еще нет вакцины, которая бы смогла предотвратить заражение и смерти людей в группах риска. К тому же, COVID-19 является отдельным заболеванием, которое создает дополнительные риски для здоровья и повышает общую смертность, независимо от того, как летальность и другие риски от COVID-19 соотносятся с рисками от других болезней.
Предостережение
Авторы не работают, не консультируют, не владеют акциями и не получают финансирования от компании или организации, которая бы имела пользу от этой статьи, а также никоим образом с ними не связаны