Как российская дезинформация влияет на общественность

Финансируемые российским государством СМИ становятся более заметными в информационном пространстве Германии.

depositphotos / CarlosNeto

Автор:

Россия использует их для поляризации немецкого общества, разжигания конфликтов и прямой поддержки выгодных для себя политиков, в то же время отбеливая действия России на международной арене, в т.ч. в войне с Украиной. Использование СМИ является частью информационной войны против Запада — и главная проблема заключается в том, что немецкое общество и государство еще не понимают серьезности этой угрозы. Проведенное независимой эксперткой Сюзанной Шпан исследование восполняет пробелы в понимании мотивов и способов деятельности российских СМИ в Германии. 

Во время Евромайдана в Украине в конце 2013 года президент России Владимир Путин объявил о планах более эффективной организации работы российских государственных СМИ. Проект «Sputnik International» во главе с журналистом Дмитрием Киселевым был задуман Россией как информационный противовес «арабской весне» и «цветным революциям» на постсоветском пространстве. Ведь Москва претендует на постсоветское пространство как на свою исключительную сферу влияния и пытается помешать сближению Украины и других государств с ЕС. Демократические смены режима в соседних государствах, которые могли бы послужить моделью для России, нежелательны и интерпретируются как финансируемые США государственные перевороты. 

Российские СМИ являются оружием в информационной войне — важной части гибридной войны, направленной против западных государств, Украины, Грузии и других постсоветских стран. Российские военные теоретики, такие как Анатолий Стрельцов, открыто используют такие термины как «информационное противоборство» и «информационное оружие». Главный редактор международного телеканала RT Маргарита Симоньян также называет свой канал «оружием, как и любое другое». 

Какие российские СМИ являются влиятельными в Германии?

RT и информационное агентство «Россия сегодня» – два важнейших российских СМИ за рубежом. В 2020 году их общий бюджет составил 430 млн. евро, что больше, чем у Deutsche Welle с её 366 млн. евро. Это свидетельствует о том, что работа со СМИ — приоритет для Москвы. В Германии Россия запустилa RT Deutsch и Sputniknews вместе c радио SNA в 2014 году . Еще раньше здесь уже действовали немецкие службы агентства РИА Новости и Радио Голос России, которые были объединены в «Россия сегодня» и управляют порталом Sputniknews, с 8 декабря 2020 года носящим название SNA News. 

Аудитория этих СМИ неуклонно растет. В начале ноября RT Deutsch обогнал на Facebook Deutsche Welle с 541 000 подписчиков. Со 289 000 пользователей, Sputnik занимает среднюю позицию (диаграмма 1). 

Диаграмма 1. Подписчики на Facebook (9.11.2020)

Источник: Facebook

 

У немецкого канала RT 1,1 миллиона пользователей сайта (данные Easy Counter) и подписчиков на Facebook, Youtube и Twitter вместе взятых. Это много. У Sputnik на этих порталах в общей сложности 389 000 пользователей (диаграмма 2). 

Диаграмма 2. Охват аудитории (по состоянию на 9.11.2020)

Источник: Facebook, Youtube, Twitter, EasyCounter

 

Россия постоянно создает новые медиаформаты для охвата новых аудиторий. В то время как RT Deutsch и Sputnik все больше превращаются в платформу для правопопулистского контента, компания Maffick Media, основанная в 2018 году, с помощью своего онлайн-канала «In the Now» нацелена на аполитичную и молодую аудиторию. С более 5 млн пользователей на Facebook, он развивается очень динамично (диаграмма 1). Компания Redfish, также основанная два года назад в Берлине, обращается с социально критическими темами в первую очередь к левой аудитории. 

Российские СМИ как «независимые» альтернативы мейнстриму

Все российские государственные СМИ имеют одну общую черту: они преподносят себя как независимую альтернативу мейнстриму. Все они хотят создать контр-публику для немецких средств массовой информации, которыми, по их мнению, манипулируют и которых они обвиняют в сокрытии правды. Мы показываем скрытую картину, утверждают российские СМИ. Поэтому флагманская передача RT называется «Недостающее звено» («Der fehlende Part»). 

На самом деле, попытка представить себя независимой альтернативой — явный обман. Эти СМИ финансируются из государственного бюджета России и организационно интегрированы в подконтрольную Кремлю медиа-сеть. Поэтому они не являются ни независимыми, ни альтернативными, а представляют собой рупоры Кремля. Тем не менее, российские государственные медиа в Германии хорошо воспринимаются людьми утратившими доверие к традиционным немецким СМИ. RT и Sputnik обращаются также к тем, кто недоволен политической и экономической ситуацией в Германии и считает авторитарную систему России лучшей альтернативой. 

Неслучайно российские государственный СМИ уделяют много внимания протестам. Например, выступлениям движения ПЕГИДА, критикующего ислам и выступающего против иммиграции беженцев или в настоящее время – против мер правительства во время коронавирусного кризиса. Будь то беженцы или Covid – RT, Sputnik и Ко используют каждый кризис, чтобы представить правительство и власти Германии беспомощными и неспособными справиться с проблемой. RT Deutsch в видеоматериале на YouTube, который на данный момент насчитывает 900 000 просмотров, утверждал что эпидемии коронавируса не существует и что полиция несправедливо преследует беззащитных граждан. Система в Германии скоро рухнет, прогнозирует RT Deutsch. Такие меры, как мытье рук, бессмысленны, утверждает тот же телеканал. При этом часто используются фейковые новости, например, когда Sputnik утверждает, что власти могут начать применять огнестрельное оружие, чтобы заставить граждан оставаться на карантине. 

Какие цели преследуют российские СМИ в Германии?

Вышеприведенные примеры четко показывают цели освещения событий: разделить общество спорными темами, посеять сомнения и неопределенность, подорвать демократию в Германии. Президента России Путина противопоставляют как положительный пример якобы неудачам западных политиков, изображая его как эффективного антикризисного менеджера.

Освещение событий поляризует: действующие лица делятся на друзей и врагов, при этом критерием служит отношение к российскому руководству. Соответственно, политиков правопопулистской Альтернативы для Германии и партии «Левые» освещают в положительном ключе. Критикующие Путина круги и Федеральное правительство, особенно канцлер Меркель, напротив, представляются в негативном свете и наделены соответствующими атрибутами, такими как «русофобы» и «воины эпохи холодной войны». Цель этого — усилить влияние России в Германии и распространить российские нарративы, например, по спорному вопросу Украины. Основываясь на сообщениях о конфликте в Азовском море в ноябре 2018 года, исследование «Российские масс-медиа в Германии» документально подтверждает, что Россия отвлекает внимание от своей агрессивной внешней политики изображая себя в качестве жертвы. 

Однако Москва хочет не только добиться приоритета в интерпретации спорных вопросов, но и активно влиять на политику. Примеры выборов в Бундестаг 2017 года, земельных выборов в Баварии в 2018 году и европейских выборов 2019 года демонстрируют тенденциозность, а в некоторых случаях и искажение фактов в освещении событий. Предполагаемые противники, такие как канцлер Меркель и европейские институты, изображались односторонне в негативном свете, в то время как пророссийские партии левого и правого спектра изображались положительно. В частности, что касается Альтернативы для Германии, то можно отметить, что повестка дня популистов правого толка и контенты RT и Sputnik в значительной мере пересекаются. 

В то же время депутаты от АдГ и Левых являются любимой темой для репортажей RT и Sputnik, когда они ездят на Донбасс и в Крым и легитимизируют внешнюю политику России в «альтернативных» наблюдениях за выборами. Эти немецкие депутаты являются добровольными помощниками Москвы, когда речь идет о дестабилизации Европы. 

«Невидимая» угроза

Большая часть общественности в Германии эту проблему не осознаёт или считает, что российская дезинформация не является проблемой. Факт информационной войны, организованной Россией, кажется многим слишком абсурдным, чтобы быть правдой. Правительство Германии практически не рассматривает публично проблему гибридной войны, хотя Бундестаг в 2015 году с вероятностью, граничащей с уверенностью, стал жертвой кибератак российской спецслужбы ГРУ. Вызывает вопросы и общение некоторых членов правительства с российскими государственными СМИ. Например, бывший министр иностранных дел Зигмар Габриэль перед выборами во время своего пребывания в должности давал RT Deutsch эксклюзивные интервью, тем самым легитимизировав его в качестве независимого средства массовой информации. 

Было бы желательно иметь четкую позицию по этому вопросу, как это сделали некоторые другие европейские страны. Например, Президент Франции Эмманюэль Макрон назвал RT и Sputnik агентами влияния. Также имеет смысл создать в Германии общенациональный регулятор работы СМИ, такой как британский Ofcom. В Великобритании RT за нарушение журналистских стандартов был оштрафован на 200 000 британских фунтов. Российские государственные СМИ должны быть обязаны указывать на стартовой странице: Этот контент финансируется правительством России. Такая прозрачность необходима, поскольку RT и Кo представляют себя как альтернативные и независимые СМИ. Это вводит пользователей в заблуждение. Не сразу очевидно, что российские СМИ являются оружием в информационной войне. 

VoxUkraine — уникальный контент, который стоит прочесть. Подписывайтесь на нашу e-mail рассылку, читайте нас в Facebook и Twitter, смотрите актуальные видео на YouTube.

Мы верим, что у слов есть сила, а идеи имеют определяющее влияние. VoxUkraine объединяет лучших экономистов и помогает им донести идеи до десятков тысяч соотечественников. Контент VoxUkraine бесплатный (и всегда будет бесплатным), мы не продаем рекламу, не занимаемся лоббизмом. Чтобы проводить больше исследований, создавать новые влиятельные проекты и публиковать много качественных статей нам нужны умные люди и деньги. Люди есть! Поддержать VoxUkraine. Вместе мы сделаем больше.


Sorry, Comments are closed!

Внимание

Автор не является сотрудником, не консультирует, не владеет акциями и не получает финансирования ни от одной компании или организации, которая имела бы пользу от этой статьи, а также никак с ними не связан.