Beta

Не заметили агрессию РФ и писали о запрете говорить по-русски. Манипуляции пророссийских медиа за неделю 13-19 сентября

Photo: depositphotos
20 сентября 2021
FacebookTwitterTelegram
938

«Страна» не смогла вспомнить ни одной попытки России захватить Украину и убеждала, что США не признают агрессию РФ. Сайты «группы Медведчука» и другие ресурсы распространили фейк о «тренировках крайних националистов» американскими спецслужбами, который запустили российские государственные СМИ. Почти во всех пророссийских медиа рассказывали об американском управления судами в Украине.

Как в украинское инфопространство попадают российские нарративы – VoxCheck анализирует в рамках совместного проекта с Центром стратегических коммуникаций.

Фейк: «Нет российской агрессии против Украины»

За 8 лет российской аннексии Крыма и оккупации Донбасса «Страна» так и не заметила российскую агрессию против Украины. Комментируя интервью Зеленского CNN, Леся Медведева в видеоблоге говорит: «Зеленский не рассказал о хотя бы одной попытке со стороны Российской Федерации захватить Украину за последние 8 лет. Ну так, чтобы всю Украину. Ну или за все 30 лет независимости нашей страны. Ну или за 100…».

Кроме этого, «Страна» убеждает, что и на Западе Россию агрессором не считают. В публикации говорится о выступлении госсеркетаря США Энтони Блинкена на слушаниях в Когрессе. Конгрессмен-республиканец спросил госсекретаря, будут ли Штаты поддерживать Украину в случае агрессии со стороны России.

«И в вопросе конгрессмена-республиканца, и в ответе госсекретаря содержалась сентенция, которая полностью разбивает весь стержень пропаганды нынешней (и предыдущей) украинской власти. Конгрессмен спросил, что будет «в случае агрессии», а Блинкен ответил – «в случае агрессии» поможем. Все это означает, что и тот, и другой считают, что на данный момент агрессии России против Украины нет. И это несмотря на то, что даже в украинское законодательство внесен термин «страна-агрессор», – пишет «Страна».

На самом деле Энтони Блинкен заявлял о «непоколебимой поддержке Соединенными Штатами» территориальной целостности Украины перед лицом «продолжающейся агрессии России в Донбассе и в Крыму». Но неудивительно, что «Страна» отказывается видеть российскую агрессию: в своих публикациях издание регулярно обвиняет в обострениях в Донбассе Украину. И пишет, что это «выгодно» для украинской власти.

Фейк: Американцы контролируют украинские суды – и всю Украину в целом

13 сентября Совет судей Украины не смог избрать трех членов Этического Совета – органа, который должен контролировать добродетель членов Высшего совета правосудия (ВСП). ВСП – это независимый орган судейского управления, который может привлекать судей к ответственности и заниматься очисткой судейской системы. В «Центре противодействия коррупции» действия Совета судей считают умышленным блокированием реформы.

В этическом совете, который не смогли избрать, должно быть шесть членов: трех выбирает Совет судей Украины, еще трех – международные организации. И именно их участие в процессе – повод для манипуляций российских СМИ о «внешнем управлении» Украиной.

Источник — Klymenko Time

«В целом вцепились «западные друзья» за наши суды мертвой хваткой. Зеленскому даже пришлось вчера экстренно собирать в ОП встречу судей с послами стран G7 и ЕС, — пишут в телеграмм-канале Klymenko Time. Ключевые требования Запада по усилению внешнего управления (в частности по судам) украинская власть продолжает выполнять», – сообщение в телеграмм-канале «Страна».

Источник — Klymenko Time

Но Запад обвиняют далеко не только в этом. Пророссийские медиа рассказывают об американском контроле над «Нафтогазом». Накануне независимые члены наблюдательного совета подали в отставку из-за отсутствия взаимопонимания с правлением компании, поэтому тема снова актуализировалась. Однако об «иностранном контроле» над украинскими предприятиями постоянно заявляют пророссийские политики.

На самом деле иностранцы-члены наблюдательных советов не занимаются операционным управлением госкомпаниями. Они следят, чтобы менеджмент, который руководит госпредприятиями, работал в интересах главного акционера — государства, а не в пользу олигархов или политиков. Членов наблюдательных советов нанимает правительство и в случае неудовлетворительного качества работы может их уволить. В наблюдательных советах работают не только иностранцы. Но люди из менее коррумпированных стран не имеют собственных интересов в Украине и связей с заинтересованными лицами, поэтому и могут обеспечить беспристрастный надзор за деятельностью предприятий.

Источник — сайт «112 Украина»

В шоу «Украинский формат» на «Первом независимом» Запад обвинили еще и в том, что по их приказу сдали Крым и разрушили 78 банков. И куда без вечных российских мифов: в эфире «Нашего» ведущий Макс Назаров намекал, что и евромайдан организовали США.

Фейк: «Запрещают говорить по-русски»

На сайте «Страны» появилась публикация с манипулятивным заголовком «Отработали по Навальному и запрещали говорить по-русски. Что принял СНБО в эту пятницу». На самом деле Совет национальной безопасности и обороны не принимал никаких решений, касающихся использования русского языка, как могло показаться из заголовка. Во время брифинга секретарь Совета Данилов ответил журналисту, который задал вопрос на русском: «Я напрягаюсь, когда слышу русский. Так уж сложилось». И попросил уточнить вопрос. Это заявление Данилова пророссийские СМИ показали как притеснения русского языка.

В телеграмм-канале издания Klymenko Time (медиа, которое контролирует Александр Клименко, экс-министр доходов и сборов Украины и друг «семьи Януковичей») распространили новость, что Секретариат языкового омбудсмена обошелся Украине почти 17,7 млн грн. «За содержание ведомства, которое занимается расколом общества и дискриминацией по языковому признаку, налогоплательщики заплатили почти 17,7 млн гривен».

Глава Секретариата Тарас Кремень — одна из любимых фигур пророссийских СМИ. Они рассказывают о насильственной украинизации и пропаганде со стороны официального Киева, и языковой омбудсмен – якобы тому подтверждение. «Вести» писали, что он «доносит на русскоязычных педагогов».

В эфире телеканала «Наш» ведущая Ольга Еремей передала очередной фейк российской пропаганды о языковой политике в Украине. Будто во время Крымской платформы президент Венгрии Янош Адер осудил языковой закон. Но на самом деле Адер не упоминал его вообще.

Манипуляция: Украинский и российский народы не испытывают потребности отделяться

Это часть пропагандистского мифа о том, что украинская власть искусственно разжигает вражду между «братскими народами». Россия отрицает вооруженную агрессию в Крыму и на Донбассе, поэтому ей нужно как-то оправдывать реакцию Украины на эти события. Так появился миф о том, что Киев пропагандирует ненависть ко всему русскому.

«Сами народы потребности отделяться друг от друга не видят и не чувствуют, что доказано сферой, которую украинская власть регулировать не может. Пока! Это социальные сети», — говорится в видеоблоге «Страны». Аргумент, впрочем, приводят крайне неубедительный. Украинцы якобы не хотят отделяться от русских, потому что пишут запросы в YouTube и Google на русском. Как это можно связать, «Страна» не объясняет. Зато регулярно выдает шквал критики в сторону «националистов», которые «меряют патриотизм» тем, на каком языке говорит человек.

«Вести» не так тщательно отрабатывали нарратив, а просто распространили заявление пресс-секретаря Путина о том, что украинцы и россияне «остаются родственниками». И цитату Медведчука о том, что режим Зеленского «никогда не разделит народы». Это же продублировали на сайтах закрытых каналов 112 и Zik.

Фейк: Спецслужбы США спонсировали и тренировали украинских националистов

Пророссийские сайты, в том числе закрытых каналов «группы Медведчука», распространяли новость о том, что американские спецслужбы десятилетиями спонсировали и тренировали украинскую оппозицию, в частности «крайних националистов». Об этом якобы заявил американский режиссер Оливер Стоун. При этом они ссылались на официальное издание Федерального Собрания РФ «Парламентская газета».

По версии режиссера, США пытались установить «проамериканский и антироссийский политический режим». Интересное совпадение: такая же версия у прокремлевских СМИ. А сам Стоун скандально известен тем, что снимал фильмы об Украине с Путиным и Медведчуком в главных ролях. И отдельно – комплиментарный фильм «Интервью с Путиным».

В «Нерассказанной истории Украины» Стоуна события 2013-2014 годов показаны по российской методичке: Крым там не аннексировали, а он «воссоединился» с Россией, а в Донбассе – «гражданская война». Путин в фильме — миротворец, о роли РФ в аннексии Крыма и оккупации Донбасса речь не идет вообще. А Медведчук — единственный человек, который может спасти Украину. Опубликовали фильм перед парламентскими выборами 2019 года. А в интервью с Путиным Стоун просил российского президента крестить его дочь и обещал сделать ее православной.

Источник — российская «Парламентская газета»

Кстати, на этой неделе в российских СМИ особенно активно писали о всех, кем запугивает российская пропаганда: националистов, фашистов и «бандеровцев».

Скриншот — сайт «Вести», который, как и сайты «группы Медведчука», распространяет заявления партии «ОПЗЖ» и ее членов

Наша методология

Аналитики VoxCheck ежедневно мониторят сайты и социальные сети украинских пророссийских медиа и определяют главные новости или темы за неделю, которым уделили больше всего эфирного времени или внимания в ленте новостей. Мы определяем ключевые нарративы за уходящую неделю и анализируем их происхождение.

VoxCheck ищет фейки и манипуляции и опровергает их. В основе проверки — методика «нажми и проверь». Каждый может проверить нашу аргументацию и источники. Проверка может базироваться только на открытых данных с соответствующими ссылками. Статью с фактчеком можно публиковать только при условии, что ее подписали два члена редакционной коллегии.

Авторы

Предостережение

Авторы не работают, не консультируют, не владеют акциями и не получают финансирования от компании или организации, которая бы имела пользу от этой статьи, а также никоим образом с ними не связаны