Налоговый VoxCheck. Правда и манипуляции от Романа Насирова | VoxUkraine

Налоговый VoxCheck. Правда и манипуляции от Романа Насирова

19 января 2017
FacebookTwitterTelegram
2900

Главный налоговик часто ошибается, использует неверные данные и манипулирует. Во время проверки мы нашли только две правдивые цитаты из 11 и один тезис оставили без вердикта

О минимальной зарплате

“Сегодня мы считаем, что к весне минимальную зарплату реально поднять до пяти тысяч. А на следующий год – до 7,5 тысяч. Хороший пример – Беларусь. Пока они смотрели за тем, что мы делаем, подняли зарплату в стране до $500 в эквиваленте. А чем Украина отличается от Беларуси?” (Источник – Левый Берег)

Прежде всего, ни средняя, ни минимальная зарплата в Беларуси не равны $ 500. С 1 января 2017 минимальная зарплата в Беларуси составляет $135 (или  265 рублей). Средняя зарплата по стране составляет около $ 365, хотя по Минску действительно примерно $ 500 (1008 белорусских рублей).

При повышении минимальной зарплаты до 5 тыс грн она практически сравняется со средней по стране (за 11 мес. 2016 – 5070 грн). Это означает, что существенно должна возрасти производительность труда, вырасти финансовые результаты компаний (что маловероятно). При этом практически все будут получать заработную плату близкую к минимальному уровню, по крайней мере легально. Ужесточение ограничений (например, повышением минимальной зарплаты) при неизменном уровне контроля за соблюдением этих ограничений обычно ведет к росту тенизации экономики.

О теневой экономике

“В Украине существует большая проблема: у нас в стране нет четкой аналитики теневого рынка. Во многих государствах такой анализ делают преимущественно министерство экономики либо министерство финансов. И наше ведомство поднимало данный вопрос неоднократно” (Деловая Столица)

Расчеты теневой экономики регулярно делает Минэкономразвития, а кроме него – Национальный институт стратегических исследованийМеждународный центр перспективных исследований и другие. Данные несколько отличаются в зависимости от методологии расчета, но аналитика по этому поводу в Украине точно есть, тем более – от Минэкономразвития.

(Реплика журналиста): И все-таки формулировка “доля теневой экономики в ВВП страны” существует…

(Роман Насиров) <…> Что касается зарплат, я бы не сказал, что они в тени: отчасти это манипуляции. Я часто привожу простую статистику. В Украине официально трудоустроено всего 10,5 млн людей. Хотя, исходя из населения в более чем 42 млн, должно быть около 20 млн человек. Но часть их трудоустроена де-юре как частные предприниматели. Тогда это уже не совсем тень, а некая сероватая зона, так как определенный процент из них — наемные работники.” (Деловая Столица)

Без вердикта. Насиров приводит правильную статистику (кроме 20 млн, которые якобы должны официально работать), но упускает часть информации. Поясним почему.

Приведенное Насировым число официально трудоустроенных наемных работников почти правильное – 10,3 млн. человек. Однако, за первое полугодие 2016 (последние имеющиеся данные на момент интервью) количество занятого населения составило 16,2 млн человек. В него, кроме наемных работников, входят 4 млн человек занятых неформально и около 1,9 млнфизических лиц-предпринимателей. Вместе с безработными в стране (1,6 млн человек) численность населения как часть рабочей силы (то есть могли бы работать) равняется 17,8 млн. Почему Насиров считает, что 20 млн человек из 42 млн должны работать – нам сложно сказать.

Являются ли ФОПы инструментом снижения налоговой нагрузки? Да, в том в смысле, что доход за выполнение одинаковой работы для тех, кто трудоустроен на общих основаниях, и тех, кто работает как ФОП, облагается разными налогами. Насиров называет это “серой зоной”, а не тенью. Возможно, потому, что это просто другая (кстати, законная) форма получения доходов.

Но он не говорит о зарплатах, которые выплачиваются в конвертах и являются составной частью серой экономики. Поэтому говорить, что в Украине нет теневых зарплат – неправильно.

«Внутренний НДС увеличился с 8 млрд грн в месяц до 12 млрд грн. А НДС на таможне с 9-11 млрд грн (в зависимости от сезонности) до 16 млрд грн в месяц» (Деловая Столица)

По казначейским отчетам о доходах, поступления от внутреннего НДС в среднем выросли с 9 млрд грн (2015 год) до 11,3 млрд грн (11 мес. 2016 года) в месяц. Поступления от импортного НДС в аналогичном периоде в среднем выросли с 11,6 млрд до 14,8 млрд грн в месяц.

Таким образом, рост не столь значителен, как пытается показать господин Насиров. К тому же, рост доходов от импортного НДС – это следствие не только работы фискальных органов, но и изменения валютного курса, мировых цен, роста потребительского и инвестиционного спроса на импортные товары, отмены импортных ограничений (дополнительной пошлины) и введения зоны свободной торговли с ЕС.

Справка: Если учитывать бюджетные возмещения, то чистые поступления от внутреннего НДС несколько иные: рост в среднем с 3,3 млрд грн до 4,8 млрд. грн в месяц.

“Полтора года назад ГФСУ анализировала, какая часть НДС может находиться в тени (так как ранее существовали фиктивные предприятия и налоговый кредит). Мы полагали, что лишь около 20% НДС в тени. Но когда в начале 2015 года предприняли ряд мер по детенизации уплаты НДС, вскоре поняли, что этот процент был в действительности больше. Потому что при таком же уровне экономики и при том, что ВВП поднялся всего приблизительно на 1,5% (по разным сводкам), уплата НДС на внутренние продукты выросла почти на 50%. Постепенно с 8 млрд грн в месяц мы дошли до того, что сейчас собираем свыше 12 млрд грн.” (Деловая Столица)

Повышение поступления НДС произошло за счет многих факторов, например, введения системы электронного администрирования НДС, увеличения мировых цен, роста потребительского и инвестиционного спроса, девальвации. То есть не обязательно из-за детенизации. Сравнивать реальное изменение ВВП и номинальный рост НДС не корректно, поскольку не учитывается изменение уровня цен, а в 2015 году значительную роль в повышении поступлений от НДС сыграл именно высокий уровень инфляции. Пока не проведен обстоятельный анализ, некорректно делать такие категорические утверждения (относительно ведущей роли детенизации).

Суммарный объем НДС на внутренние товары вырос не на 50%, а на 30% (96,6 млрд за 11 месяцев 2015 до 125 млрд грн за аналогичный период 2016 без учета бюджетного возмещения).

Что касается остальных приведенных данных, как мы уже писали выше, поступления НДС за месяц выросли в среднем с 9 млрд до 11,3 млрд грн в месяц без учета бюджетного возмещения и с 3,3 млрд грн до 4,8 млрд с учетом возмещения.

О налогах в Украине и Европе

“…если сравнивать европейские и украинские налоговые ставки, то наши достаточно низкие” (Деловая Столица)

Согласно исследованиям PwC в Украине общая налоговая нагрузка составляет 51,9%, тогда как среднее по ЕС и Европейской ассоциации свободной торговли – 40,3%. Но в указанном исследовании не учтено снижение в Украине ставки ЕСВ в 2016 году до 22%, то есть практически в два раза. То есть Насиров прав, сейчас общая налоговая нагрузка в Украине ниже среднего по Европе.

Про местные бюджеты

«Полтора года назад местные бюджеты получали 5-6 млрд грн в месяц, а в августе текущего года —15 млрд» (Деловая Столица)

Полтора года назад (январь-июнь 2015) поступления в местные бюджеты составили 55 млрд грн (без трансфертов) или в среднем 9 млрд в месяц. С учетом трансфертов – 133 млрд или 22 млрд грн в месяц.

За 11 месяцев 2016 года местные бюджеты получили 152 млрд грн без трансфертов и 322 млрд с учетом трансфертов, то есть в среднем соответственно 14 и 29 млрд грн в месяц.

То есть поступления в местные бюджеты выросли не втрое, как говорит Насиров, а на 55% без учета трансфертов и 32% с учетом. Кроме того, приведенные данные являются номинальными и не скорректированы на инфляцию.

Об одесской таможне

«Из 25 регионов Одесса – на 21 месте, четвертая с конца по выполнению поставленных задач. Это при том, что доля Одесской таможни в наполнении бюджета не очень-то и велика – около 6-6,5%. И когда другие показывают в среднем 15% перевыполнения поступлений, то за Одессой числится где-то 8% невыполнения нормы. Это – первая проблема. Вторая – вопрос ускорения таможенного контроля.»(Левый Берег)

Неправда и манипуляция. VoxCheck проанализировал выполнение целевых показателей поступления таможенных платежей для таможен ГФС с мая по октябрь 2016 (интервью вышло в ноябре 2016).

По выполнению поставленных задач в октябре Одесса (как регион) была на 14 месте, а не на 21. За проанализированный период ее позиция в рейтинге периодически менялась. Так, на 21 месте она была только в мае. В июне – 23 место, а с июля улучшила результат и по сентябрь держалась на 17-18 местах.

Неправда, что доля Одесской таможни в наполнении бюджета была 6 – 6,5%. В мае-октябре она колебалась от 7% до 8,6%. Кроме того, само утверждение является манипулятивным, ведь Одесса – в первой пятерке по наполнению бюджета таможенными платежами, ее опережают только Киев, Киевская и, периодически, Днепропетровская области.

Неправдивые данные относительно недовыполнения планов Одессой и перевыполнения другими таможнями. С мая по сентябрь среднее недовыполнение по всем 25 регионам – 14,5%, в то же время за аналогичный период Одесса недовыполнила план на 27%. В октябре ситуация улучшилась – среднее недовыполнение 6%, Одесса показала 7,5%. Кроме того, Одесса – далеко не самый злостный нарушитель планов. Например, за май – октябрь средний процент недовыполнения составил: в Херсоне – 58,8%; в Запорожье – 37,6%; в Киеве – 20%. В Одессе этот показатель составляет 24,1%.

См. расчеты здесь, источник информации – здесь.

«Последний случай с контрабандой сигарет у нас был как раз на Одесской таможне. Девять контейнеров с сигаретами из Грузии зашли в Одесскую таможню и были оформлены как псевдотранзит…»

Такой случай действительно был. По состоянию на ноябрь это был последний известный случай контрабанды сигарет, хотя после интервью Насирова (24 ноября) таможенники задержали еще несколько нелегальных грузов с сигаретами. Учитывая, что значительная часть торговли морем идет через Одессу, неудивительно, что именно там, а не, допустим, в Киеве перехватывают такую контрабанду.

О налоговой реформе

«Налоговая реформа – это инструмент регулирования экономических процессов, инструмент стимулирования. На сегодняшний день самая большая проблема не в ставках и не в администрировании, а в дефиците Пенсионного фонда«. (Левый Берег)

Дефицит Пенсионного фонда действительно существует, но его наличие вряд ли напрямую касается упрощения администрирования налогов. Несмотря на определенное улучшение, украинская система налогообложения до сих пор запутана и оставляет пространство для субъективизма налоговиков. Облегчение администрирования будет способствовать легализации бизнеса и, соответственно, увеличению поступлений в частности в Пенсионный фонд.

О либерализации/реформе налоговой системы

«В этом году мы достигли чрезвычайных результатов. Было проведено системную реформу налоговой и таможенной служб. Как результат, очень значительное увеличение поступлений на 30% в бюджеты всех уровней, а это – более 6 млрд долларов». (пост в Facebook)

Статистика почти правильная, налоговые поступления в сводный бюджет за 11 месяцев 2015 года составили 452 млрд грн, а за аналогичный период 2016 – 585 млрд грн. То есть рост составил 133 млрд грн (29%), или же 5,2 млрд долларов по среднегодовому курсу НБУ.

Такой рост показателей произошел в значительной степени за счет макроэкономических факторов – рост импорта (как в долларах, так и в гривневом эквиваленте за счет девальвации), инфляции, колебания мировых цен. Кроме того, наполнению бюджета способствовали рост эффективной ставки НДФЛ и заработных плат, внедрение системы электронного администрирования, повышение ставок акцизов. И хотя системной реформы налоговой и таможенной служб не было, положительные изменения особенно в части администрирования налогов действительно произошли.

Авторы

Предостережение

Авторы не работают, не консультируют, не владеют акциями и не получают финансирования от компании или организации, которая бы имела пользу от этой статьи, а также никоим образом с ними не связаны