Проверка фейков в рамках партнерства с Meta
В сети распространяется статья британского издания The Spectator, в которой якобы указывается на «единогласное нежелание жителей Донбасса» быть в составе Украины. Из этого делают вывод, что Запад не сможет силой принуждать вернуться Донбасс в страну, быть в составе которой они не желают, а Украине придется уступить свои территории россии.
В британском издании The Spectator действительно опубликовали колонку Овена Мэтьюза с заголовком «Через год: чем закончится война в Украине?», в которой автор склоняет к подобным выводам. Впрочем, сам материал содержит фактологические ошибки и многочисленные манипуляции.
Фейк о бывшем министре иностранных дел
В частности, Мэтьюз пишет, что тема самоопределения Донбасса в Украине «табуирована»: «Первый министр иностранных дел Зеленского Вадим Пристайко, ныне замечательный посол Украины в Лондоне, был уволен после того, как предложил оставить будущее Донбасса на решение местным жителям».
Это неправда. Во-первых, Вадим Пристайко никогда публично не предлагал предоставить местным жителям право на самоопределение. Единственное заявление Пристайко относительно Донбасса, вызвавшее резонанс, касалось временного отказа от возвращения контроля над регионом, пока Украина имеет ограниченные возможности. Других упоминаний в медиа о неоднозначных заявлениях эксминистра не было — очень маловероятно, что их бы проигнорировали.
Во-вторых, Вадима Пристайко уволили с должности министра иностранных дел за полгода до этого заявления — 4 марта 2020 года. Тогда ВРУ уволила все правительство Алексея Гончарука и в этот же день утвердила новый состав правительства, в котором Пристайко стал вице-премьер-министром по евроинтеграции.
В своей статье Мэтьюз ссылается на французскую журналистку Анну Нива, которая после визита на оккупированный Донбасс в 2022 году заявила, что не встретила никого из мирных жителей, кто хотел бы жить в составе Украины. Поэтому автор статьи задает вопрос: «Хочет ли Запад заставить людей присоединиться к нации, частью которой они не хотят быть?».
Манипуляции с нерепрезентативными опросами
В статье Мэтьюз оперирует рядом безосновательных выводов как свершившимися фактами. Он пишет, что его репортажи после 2014 года на Донбассе показали, что там остались только «более или менее однородно настроенные антиукраинцы». И дальше пишет, что деоккупацию Украиной этих территорий местные воспримут как «захватническую войну».
Бесспорно, автор мог встречать пророссийски настроенных жителей. Однако нет никаких независимых социологических опросов, которые бы достоверно показали соотношение политических взглядов в регионе и уровень поддержки местными Украины, чтобы делать вывод, что пророссийски настроены — большинство. Также важно учитывать, что с 2014 г. боевики создали целую сеть мест несвободы, в которых пытали и гражданских, поэтому выражать — еще и публично, в интервью журналистам — проукраинские взгляды местным крайне опасно.
Говоря о том, что на Донбассе не поддерживают Украину, Мэтьюз также ссылается на французскую журналистку Анну Нива, которая работает специальным корреспондентом французского издания Le Point и периодически посещает оккупированную россией часть Донбасса. В 2014 году в комментарии для НВ журналистка заявила, что оккупация Украины российскими войсками сродни «гражданской войне». И добавила, что не видела российских военных на Донбассе, а война якобы происходила между людьми, не желающими быть частью Украины, и украинскими войсками.
Понятие так называемой «гражданской войны» кремль использовал, чтобы отрицать присутствие российской армии на Донбассе. На самом же деле доказательств присутствия российских военных и техники на Донбассе с 2014 года множество. Детальнее о них мы писали в этом материале.
Кроме этого, Овен Мэтьюз упоминает так называемые «этнические чистки, в результате которых до двух третей довоенного населения Донецкой и Луганской народных республик уехало в Украину и россию». При этом он вообще не указывает на то, кто их якобы проводил или что действия какой-либо страны привели к такой ситуации. В частности, не указывает, что выезжать на безопасные территории жителям региона пришлось из-за российского вторжения в 2014 году и последующих боевых действий, которые вели поддерживаемые россией боевики и российская армия.
Итак, автор статьи в The Spectator Овен Мэтьюз допускает фактологические ошибки и манипулятивно трактует выборочный опыт общения с людьми на оккупированных территориях как репрезентативную выборку.
Предостережение
Авторы не работают, не консультируют, не владеют акциями и не получают финансирования от компании или организации, которая бы имела пользу от этой статьи, а также никоим образом с ними не связаны