Проверка фейков в рамках партнерства с Meta
В сети распространяют информацию, якобы издание The Times спрогнозировало, что 50% украинского общества будут испытывать психические болезни после окончания войны. Также в соцсетях утверждают, что исполняющая обязанности министра здравоохранения Украины в 2016-2019 годах Ульяна Супрун «убила» украинскую медицину, поэтому в Украине нет больниц и реабилитации.
Однако это неправда. В статье речь шла о военнослужащих, согласно предварительным подсчетам от 20% до 30% солдат ВСУ будут иметь психические расстройства. В то же время в Украине есть государственные медучреждения, занимающиеся психологической реабилитацией военных и гражданских.
В статье от 27 января «Борьба за сохранение сознания травмированных военнослужащих перед тем, как отправить их обратно» журналист Энтони Ллойд рассказывает о психологических проблемах, с которыми сталкиваются военные ВСУ. В центре истории — украинский военный Роман Трофимец, получивший психические травмы после обстрела россиянами пиццерии в Краматорске 27 июня 2023 года. Однако в статье не приводят статистику, будто 50% украинцев будут иметь проблемы с ментальным здоровьем.
Автор материала, ссылаясь на отчет «Шрамы на их душах: ПТСР и ветераны Украины» международного аналитического центра Globsec, указал, что проблемы с психическим здоровьем могут иметь 20%-30% военных. «На основе последних данных, а также статистики предыдущей фазы войны до вторжения россии в 2022 году, в отчете отмечается, что в ситуации, когда сотни тысяч только что мобилизованных гражданских подвергаются беспрецедентному артиллерийскому обстрелу и психологическим травмам, от 20 до 30% солдат на передовой, вероятно, будут страдать острыми психическими расстройствами», — отмечает журналист.
Также в статье приведены данные Министерства здравоохранения Украины, согласно которым от 3 до 4 млн человек в Украине (это число включает военных и гражданских) будут нуждаться в лекарстве для решения проблем психического здоровья. В целом по предварительным оценкам, число украинцев, нуждающихся в психологической помощи после окончания войны, может составить 15 млн. человек.
В то же время российские каналы регулярно распространяют нарратив, якобы Ульяна Сурпун разрушила украинскую медицину. Ранее мы опровергали фейк, якобы из-за приказа чиновницы в 2019 году закрыли все противотуберкулезные диспансеры. Нет и доказательств, что Супрун принимала решения, способствовавшие расформированию заведений реабилитации.
Сейчас в Украине действуют государственные и частные центры, оказывающие помощь военным с психологическими травмами, ветеранам и людям, пережившим плен или пытки. Также помощь военные и гражданские могут получить, позвонив по телефону на одну из горячих линий кризисной поддержки. В государственный бюджет на 2024 год заложили 2,6 млрд грн на мероприятия по ментальной, спортивной, физической, психологической реабилитации и профессиональной адаптации военнослужащих и членов их семей.
Кроме того, партнеры Украины готовы помогать военным и гражданским справиться с психологическими последствиями войны. В частности, в статье The Times говорится, что страны-члены НАТО изучают отчет аналитического центра Globsec, чтобы оценить, может ли организация помочь в финансировании рекомендованных мер по улучшению системы здравоохранения Украины в сфере психического здоровья.
Предостережение
Авторы не работают, не консультируют, не владеют акциями и не получают финансирования от компании или организации, которая бы имела пользу от этой статьи, а также никоим образом с ними не связаны