Как умру, похороните?

Как умру, похороните?

Photo: Dmytro Soloviov, Ukrainian Modernism, 2019
6 мая 2021
FacebookTwitterTelegram
2861

Недавно Львовский городской совет отказался выделить деньги на строительство городского крематория, ссылаясь на религиозность жителей города. Социологи Тимофей Брик, Галина Герасим и Ирина Радюк анализируют данные опросов и глубинных интервью, чтобы проверить влияние религии на отношение к кремации. Их данные показывают, что религиозность не является препятствием для восприятия кремации как нормального метода захоронения. Настороженное отношение к кремации связано не столько с твердыми религиозными убеждениями, как с тем, что для многих процесс кремации является чем-то новым и неизвестным, и, соответственно, могут возникать ложные представления о процедуре сожжения тела и хранения праха.

Доверяй, но проверяй

На сегодняшний день в Украине есть 15 городов с IT-кластерами, 25 городов с международными аэропортами и только три города с крематориями (что тем не менее в три раза больше, чем количество городов с магазином ІКЕА). Для сравнения, в соседней Польше функционируют 52 крематория, в Ирландии с населением примерно 5 миллионов — четыре, а в Соединенном Королевстве — 307. Недавняя попытка построить четвертый крематорий в Украине не увенчалась успехом. Городские власти Львова, где планировалось построить крематорий, отказались выделить деньги на его строительство. Интересно, что в своем обосновании руководитель фракции ВО «Свобода» во Львовском городском совете Руслан Кошулинский систематически ссылается на религиозные мотивы. «90% львовян являются христианами, а в христианской традиции захоронения нет обряда кремации», — объясняет он. Кошулинский не одинок в убеждении, что религиозность влияет на прохладное отношение к кремации: многие местные медиа и политики высказывают похожие гипотезы, когда появляются инициативы по строительству крематориев в разных украинских городах (примеры: Житомир, Черкассы, Ужгород, Винница). 

Но насколько отсылка к религиозности граждан оправдана? Действительно ли религиозность граждан влияет на их отношение к кремации? И сам Кошулинский, и его оппоненты ссылаются на исторические и теологические аргументы, спекулируя, но не доказывая. Тем временем во Львове уже проводили опрос, показавший, что респонденты готовы к строительству крематория (это исследование показало, что и духовенство не против кремации). В нашем исследовании мы делаем следующий шаг и (1) анализируем опрос, состоявшийся во многих городах, а не только во Львове (ведь острее всего потребность в крематориях возникает именно в городах); (2) предлагаем статистические модели, а не только описательные статистики и (3) ссылаемся на данные глубинных интервью с представителями духовенства и верующими из нескольких городов Украины. 

Наш анализ показывает, что большинство граждан Украины (Западный регион не исключение), относится к идее кремации лояльно. А интервью со священниками и верующими указывают на то, что «приверженность к традиционному захоронению», которую приписывает верующим Кошулинский, обусловлена ​​в первую очередь инфраструктурными особенностями, а не их верой в воскресение.

Опрос проводился в мае 2020 года через мобильное приложение «Gradus» (N=1000). Это онлайн-панель, в которую были рекрутированы респонденты в возрасте 18-65 из городов Украины с населением не менее 50 тысяч. Структура панели Gradus по возрасту и полу соответствует структуре населения крупных городов Украины. Больше информации о приложении и методологии можно найти на сайте.

Кремация: плюсы, минусы, подводные камни?

В мае 2020 года мы спросили у респондентов, выбрали ли бы они для себя кремацию или погребение в землю (Таблица 1). Более половины всех респондентов выбрали для себя кремацию (суммарно 53% за кремацию, 20% не определились, 27% за погребение в землю). Пожалуй, неожиданно для господина Кошулинского, 44% респондентов из городов Западной Украины поддержали кремацию.

Таблица 1. Если бы речь шла именно о ВАШИХ похоронах. При наличии выбора между кремацией и погребением в землю, к какому варианту вы отнесетесь более благосклонно?

Все Западный регион
Точно КРЕМАЦИЯ, а не погребение 26,82% 23%
Скорее кремация, чем погребение 26,45% 21%
Сложно определиться между этими двумя вариантами 20,08% 26%
Cкорее погребение, чем кремация 16,25% 16%
Точно ПОГРЕБЕНИЕ, а не кремация 10,40% 14%

Также украинцы довольно толерантно относятся к выбору других людей. Мы спросили у респондентов, что они думают о кремации родных, и дали возможность выбрать ответ «зависит от конкретного человека и его отношения к этому». В этом случае более трети согласились, что мнение другого человека является определяющим. В Западном регионе 28% респондентов согласились с этой позицией.

Таблица 2. Если бы речь шла именно о ВАШИХ РОДНЫХ. При наличии выбора между кремацией и погребением в землю, к какому варианту вы отнесетесь более благосклонно?

Все Западный регион
Зависит от конкретного человека, его отношения к этому 34,59% 28%
Точно КРЕМАЦИЯ, а не погребение 9,47% 5%
Скорее кремация, чем погребение 13,12% 8%
Сложно определиться между этими двумя вариантами 14,31% 24%
Cкорее погребение, чем кремация 17,09% 18%
Точно ПОГРЕБЕНИЕ, а не кремация 11,42% 17%

Наш опрос также указывает на то, что в Западном регионе спрос на погребение немного выше, чем спрос на кремацию. В зависимости от поставленного вопроса, от четверти до трети респондентов выбирают погребение в землю. Тем не менее, эти показатели в три раза меньше, чем ожидал бы Кошулинский. 

Мы также спросили у респондентов, как они оценивают кремацию по сравнению с погребением в землю. Половина респондентов в Западном регионе согласились, что кремация в целом является лучшим способом погребения, чем традиционный способ (хотя этот способ далеко не дешев в глазах респондентов). Более того, 61% из них назвали кремацию более экологичным способом захоронения. Итак, считать, что у украинских городских жителей есть какое-то отвращение к кремации — это очень ошибочное мнение.

Таблица 3. Согласны ли вы со следующим утверждением (Скорее согласны или Полностью согласны)

Все Западный регион
Кремация является более ЭКОЛОГИЧНЫМ способом захоронения, чем традиционное погребение в землю 62% 61%
Кремация является более ДЕШЕВЫМ способом захоронения, чем традиционное погребение в землю 37% 32%
Кремация является более БЫСТРЫМ способом захоронения, чем традиционное погребение в землю 57% 54%
Кремация является в целом ЛУЧШИМ способом захоронения, чем традиционное погребение в землю 54% 50%

Все там будем

Осталось выяснить, влияет ли религиозность респондентов на их отношение к способу захоронения. Для этого мы отобрали примерно половину респондентов (N=529), участвовавших и в других опросах, в частности на тему их религиозности (в апреле 2020 и январе 2021). Эти респонденты ответили на наши вопросы о том, к какому вероисповеданию они принадлежат и как часто они молятся дома. Мы применили серию регрессионных моделей для проверки, насколько религиозность респондентов влияла на их оценку кремации (Рис. 1).

Если говорить о выборе кремации для себя или близких, действительно православные респонденты (любой конфессии) с меньшей вероятностью выбрали бы кремацию и для себя лично, и для своих близких. Также православные респонденты меньше согласны с утверждением, что кремация — это лучший способ захоронения. Но интересно, что греко-католики, которые в основном проживают именно в Западной Украине, с меньшей вероятностью выбрали бы кремацию только для себя лично. В случае кремации для близких, роль принадлежности к греко-католической церкви уже перестает быть статистически значимой. И в случае общей оценки кремации как метода (по сравнению с погребением) принадлежность к греко-католической церкви не была статистически значимой. То есть греко-католики не хотели бы быть кремированы лично, но вполне лояльно относятся к праву других быть кремироваными. Более того, в целом у них нет негативного отношения к кремации как методу захоронения.

Если говорить о других переменных, то кремацию для себя более склонны выбирать молодые люди до 25 лет, а также люди, принимавшие участие в организации похорон. В случае кремации для близких родственников возраст не играет значимой роли. Интересно, что респонденты, которые сталкивались с кремацией хотя бы единожды, выбирают кремацию для своих близких с большей вероятностью. То есть реальный опыт (от которого так защищают местные политики львовян) является залогом нормального отношения к кремации.

Рис 1. Моделирование выбора кремации (статистически значимые эффекты обозначены синим цветом)*

*Модель 1 и Модель 2 — логистические регрессии, Модель 3 — линейная регрессия (кроме линейной регрессии мы также применили ordered logit model, получив такие же результаты). Коэффициенты не являются стандартизированными. Значимые коэффициенты обозначены синим.

Так хоронили дедов, прадедов и все такое

Наша команда также провела 20 глубинных интервью с верующими, нерелигиозными людьми и духовенством в городах с крематориями и без. Интервью были проведены в период с мая по декабрь 2019 года.

Из материалов глубинных интервью можно предположить, что в стрессовой ситуации, когда умирает кто-то из родных и близких, украинцам и украинкам не хватает понимания четкой последовательности действий. Поэтому ответственные за похороны чаще действуют по наиболее привычной схеме, особенно если родственник или близкий умирает неожиданно: так можно положиться на поддержку окружения, у которого есть опыт. Стоит заметить, что одним из важнейших мотивов для выбора способа собственных похорон является нежелание причинять лишние хлопоты родным и близким и желание сохранить связь с семейной историей. Более того, настороженное отношение к кремации может быть связано не столько с твердыми религиозными убеждениями или позицией церкви, как с тем, что для жителей и жительниц городов, где нет крематориев, процесс кремации неизвестен, и, соответственно, могут возникать ложные представления о процедуре сожжения тела и хранения праха.

Нерелигиозный мужчина из города, где нет крематория, отметил, что, несмотря на его желание кремироваться, скорее всего его похоронят в землю: «Ну потому что традиции. Так хоронили дедов, прадедов и все такое». 

Люди, проживающие в городах, где нет крематориев, с большим скепсисом относятся к кремации еще и потому, что такой способ захоронения для них малоизвестен и, соответственно, обрастает различными мифами. Однако речь идет не о религиозных мотивах, а о практических соображениях. Скажем, респондент из Львова, который в целом относился к кремации с энтузиазмом, поделился соображениями, что кремация, наверное, очень дорогая, ведь по его мнению, цена на газ в Украине высокая. На самом же деле кремация часто оказывается дешевле «традиционных» похорон. Респондентка из города, где есть крематорий, даже заметила, что в ее городе иногда кремацию рассматривают как вариант «для бедных». Таким образом, даже в городах, где крематории есть, часть людей может выбирать способ погребения в землю не по религиозным убеждениям, а по социальным или финансовым мотивам: «Мы, когда хоронили одну бабушку, то не было денег, и ее кремировали… А вторую уже похоронили в землю, как следует, потому что денег стало больше» (Респондент из города, где есть крематорий, нерелигиозный).

В целом и священники, и верующие, и атеисты не рассматривали представления о загробной жизни, спасении и т.д. как преграду для кремации. Проблемными моментами скорее выступали вполне «земные» мотивы: кроме финансового аспекта, респондентов и респонденток заботили желания сохранить семейную память, лежать после смерти рядом с родными, иметь возможность поразмышлять и «пообщаться» с мертвыми близкими. Респонденты и респондентки из городов, где нет крематориев, высказывали опасения, что кремация лишит их такого особенного места.

«Думаю важно что есть такая вещь как этот памятник, надгробие. Обычно за городом или не среди шумного города, которое специально посвящено и освящено для поминовения умерших. Для захоронения тел. Думаю важность в том, что в каком-то смысле надо выйти из своего привычного места, осуществить маленькое паломничество к своеобразной такой… святыне, которой является гробница умершего. И именно в том месте, в таком, которое не используется ни в каких других целях, приходить, вспоминать, думать о родственниках». Религиозный мужчина из города, где нет крематория 

Анализируя интервью с духовенством, можно предположить, что городским властям в Украине (по крайней мере в городах, где проживают греко-католики) следует рассматривать церкви в первую очередь не как соперника, а как партнера в процессе строительства крематориев и развенчивания мифов о кремации и суеверий о процессе похорон. У УГКЦ есть достаточно успешная история борьбы с пластиковыми цветами и венками на кладбищах, опыт которой может служить примером. Респонденты среди духовенства УГКЦ неоднократно упоминали о ней:

«Есть просто вред, который мы наносим природе и окружающей среде, соответственно, сказал первый раз, второй раз, попросил в прошлом году, попросил каждого, где я увидел пластиковые цветы на гробу, просто говорил, что вы неправильно делаете, пытался обратиться. Каждого, кто не принес, благодарил. Таким образом оно где-то мало-помалу становится все меньше и меньше (…). Говорю со своими прихожанами (…) большинство отказалось уже от пластика.» Священник, УГКЦ

Конечно, выбор способа захоронения является значительно более деликатной темой, чем пластиковые цветы на кладбищах. Как справедливо замечает священник УГКЦ: «Если меня кто-то будет спрашивать, можно ли [сжигать умерших], я им скажу, что можно. Но говорить “идите, сожгите своих родителей” (…), для меня это как-то странно звучит. Наверное, не буду на широкую публику вещать, что так, в крематорий идите и все» (Священник, УГКЦ). 

Представители духовенства часто жалуются, что их беспокоят в первую очередь именно суеверия, а не способ захоронения.

«Потому что есть один жест, который они выполняли всю жизнь, у них есть ощущение, если они не выполняют этого — значит, они оскорбили Бога или оскорбили честь умершего. Понимаете, немножечко иногда должен относиться к тому [суевериям] сквозь пальцы.» Священник, УГКЦ 

«Несмотря на то, что суеверия отчасти касаются каких-то церковных вещей или приобретают псевдоцерковный вид — например, что надо что-то сделать со свечой, которую держал покойный, они приходят извне церкви (…). О таком надо говорить и объяснять людям, что так не надо делать.»

Диякон, ПЦУ

Именно борьба с суевериями может быть точкой взаимопонимания городских властей с церковью. Например, одна респондентка из Львова отметила, что узнала, что греко-католическая церковь не против кремации именно когда обсуждала различные суеверия в среде верующих в церкви, где работала. Интересно, что опрошенные представители духовенства УГКЦ преимущественно отмечали, что узнали об отношении Церкви к кремации не в рамках привычной программы в семинарии, а скорее из практического опыта. Священник из Львова знал о кремации благодаря опыту проживания в Лондоне, где были католики, сжигавшие умерших. Выпускник семинарии заинтересовался вопросом кремации после того, как в его родной поселок передали из-за границы урну с прахом, чтобы подхоронить к родственнику.

Вывод

Опрос жителей крупных городов показал, что 

  • Более половины респондентов рассматривают кремацию для себя. Треть респондентов согласились, что выбор кремации для родственников зависит от конкретного человека и его отношения к этому. 
  • Статистические модели показали, что греко-католики действительно с меньшей вероятностью рассматривают кремацию для себя лично. Но когда речь идет о кремации для близких или общих оценках кремации как метода захоронения, принадлежность к греко-католицизму уже не является статистически значимой. 

Таким образом львовские политики зря ссылаются на граждан и их якобы религиозно мотивированную обеспокоенность кремацией. В то же время украинские церкви могут стать важными партнерами в том, чтобы развеять суеверия и ложную информацию вокруг кремации. Если бы политики действительно опирались на настроения и ожидания граждан, то их действия должны были бы быть противоположными, — признание права на кремацию и разрешение на строительство крематория. Наши оценки показали, что респонденты, которые сталкивались с кремацией хотя бы раз в жизни, скорее соглашаются на кремацию для близких. Парадоксально, но львовские политики «защищают» львовян от такого реального опыта, который в соответствии с данными (а не спекуляциями) мог бы стать залогом нормального отношения к кремации. В конце концов, то, что в Украине ежегодно сжигают менее 5% усопших, вероятно, в первую очередь связано не с особой религиозностью украинцев, а в первую очередь с тем, что у тех нет доступа к соответствующей инфраструктуре.

Авторы
  • Тимофей Брик, Ректор Университета Киевской школы экономики
  • Галина Герасим, соискательница PhD университета Дублина, старшая преподавательница кафедры социологии УКУ
  • Ирина Радюк, магистрантка программы журналистики УКУ

Предостережение

Авторы не работают, не консультируют, не владеют акциями и не получают финансирования от компании или организации, которая бы имела пользу от этой статьи, а также никоим образом с ними не связаны