(Не)депутатское дело. Как Украина достигает гендерного равенства через Верховную Раду Украины | VoxUkraine

(Не)депутатское дело. Как Украина достигает гендерного равенства через Верховную Раду Украины

Photo: depositphotos / palinchak
9 апреля 2019
FacebookTwitterTelegram
3410

Неотъемлемой частью политики Европейского Союза и НАТО является полное и всестороннее соблюдение равных прав и возможностей женщин и мужчин. В начале 2019 Верховная Рада проголосовала за закрепление курса на вступление в эти структуры. Это означает, что вопрос гендерного равенства должен стать приоритетным в повестке дня украинских реформ.

Статья 85 Конституции Украины закрепляет за Верховной Радой Украины полномочия определения основ внутренней и внешней политики, а также реализации этого стратегического курса. Следовательно, украинский парламент несет ответственность за трансформацию государственной политики во многих сферах, в том числе и в сфере гендерной политики.

Согласно исследованию КМИС, народные депутаты Украины основной своей функцией считают принятие законов. Мониторинг соответствующей деятельности парламентариев является лучшим отражением имплементации компонента гендерного равенства в работе Верховной Рады Украины.

Сферы законодательного обеспечения гендерного равенства

По данным Общественной сети ОПОРА, по состоянию на 19 ноября 2018 года, был зарегистрирован 7031 законопроект. Лишь 12% законопроектов на протяжении четырех лет работы Верховной Рады стали законами, что может свидетельствовать как об уровне качества законопроектов, так и о чрезмерной загруженности и использовании временных и других ресурсов для их рассмотрения и принятия.

Согласно проведенному мониторингу официального сайта Верховной Рады Украины, отчетов депутатов и межфракционных объединений, было выделено 49 законопроектов, которые по состоянию на декабрь 2018 года были зарегистрированы Верховной Радой Украины 8-го созыва и касаются политики гендерного равенства. Среди них статус Закона получили 12 законопроектов и 15 прошли процедуру первого чтения. Из перечня этих инициатив 6 можно выделить как «антигендерные»*. Народные депутаты поддерживают проекты, которые вводят нормы гендерного равенства, вдвое чаще, чем в среднем по парламенту: 25% против 12%. Однако подавляющее большинство законопроектов внесены депутатами, что указывает на зависимость законодательного обеспечения политики гендерного равенства от инициативы отдельных депутатов, а не правительства. Согласно европейскому опыту, правительство отвечает за формирование и обеспечение политики в государстве, а парламент выступает площадкой для обсуждения законопроектов и их одобрения. Такая структура выглядит более гармоничной в плане выработки и принятия решений, чем та, которая сейчас действует в Украине. Возможно, наличие такой модели сотрудничества Правительства и Верховной Рады существенно повлияло бы на качество законов и их выполнения, в том числе и в сфере гендерного равенства.

В сфере избирательного законодательства были закреплены изменения относительно представительства лиц одного пола в избирательных списках кандидатов в депутаты местных советов и установлено дополнительное финансирование при условии соблюдения политическими партиями гендерных квот. Однако согласно результатам парламентских выборов в 2014 году, «Объединение «Самопомощь» – единственная партия, которая получает дополнительное финансирование из государственного бюджета в соответствии с соблюдением гендерной квоты.

Были предложены, но так и не приняты изменения в сфере Регламента и институционального развития ВРУ по внедрению гендерно-правовой экспертизы законопроектов, учету паритетного представительства женщин и мужчин при формировании персонального состава Комитетов Верховной Рады Украины, официальных делегаций Верховной Рады Украины, и закреплению запрета употребления дискриминационных и сексистских высказываний.

В сфере уголовных преступлений и назначения соответствующих наказаний был принят ряд законопроектов, призванных урегулировать проблему домашнего насилия, защиты детей от сексуальной эксплуатации, а также приведения норм уголовного законодательства к международным стандартам.

Нормы законодательства, касающиеся сферы трудовых прав, дополнены перечнем признаков, по которым запрещается дискриминация, такими признаками как: «сексуальная ориентация», «гендерная идентичность», «инвалидность», согласно стандартам ЕС.

В новом Законе Украины «О государственной службе» среди принципов прохождения государственной службы было закреплено обеспечение равного доступа к государственной службе и запрет всех форм и проявлений дискриминации.

В сфере социальных отношений была усилена ответственность за неуплату алиментов. Также в контексте необеспеченного лица было введено понятие «гендерного неравенства».

В сфере регулирования отношений прохождения службы в Вооруженных Силах Украины был принят закон, по которому женщины проходят военную службу на равных началах с мужчинами, что включает равный доступ к должностям и воинским званиям и равный объем ответственности во время исполнения обязанностей военной службы, а также отменяет необоснованные ограничения относительно службы женщин в военном запасе и прохождения военных сборов мужчинами и женщинами.

В сфере образования был принят новый Закон Украины «Об образовании», где среди ключевых компетенций, которые формируются общим средним образованием, указано способность к осознанию равных прав и возможностей. Также законом гарантируется создание равных условий доступа к образованию независимо от возраста, пола, расы, состояния здоровья и др.

 

Стратегические обязательства относительно внедрения политики гендерного равенства

Рассматривая законодательное обеспечение в разрезе евроинтеграции, стоит обратить внимание на Дорожную карту законодательного обеспечения выполнения Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, где предусмотрено принятие следующих законопроектов:

  • Проект Закона Украины «О ратификации Конвенции Совета Европы о предотвращении насилия в отношении женщин и домашнего насилия и борьбе с этими явлениями» (Стамбульская конвенция);
  • Проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно гармонизации законодательства в сфере предупреждения и противодействия дискриминации с правом Европейского Союза)» № 3501 от 20.11.2015;
  • Проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (относительно трудовых прав)» № 5511 от 08.12.2016.

В итоге, за более чем два года рассмотрения в парламенте ни один из этих законопроектов так и не был одобрен. Это может свидетельствовать как об отсутствии консенсуса парламентариев, так и о том, что эти обязательства не стоят в приоритете на повестке дня парламента.

Законодательное закрепление гендерного равенства определено также планом мероприятий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины. Им предусмотрено внесение антидискриминационных изменений в трудовое законодательство, которое рассматривалось как часть нового Трудового Кодекса, а также как имплементация изменений в действующий Кодекс законов о труде Украины 1979 года.

В итоге, Верховная Рада приняла Закон Украины от 12 ноября 2015 года №785-VIII «О внесении изменения в Кодекс законов о труде Украины относительно гармонизации законодательства в сфере предупреждения и противодействия дискриминации с правом Европейского Союза», который устанавливает перечень признаков, по которым запрещается дискриминация, в частности: «сексуальная ориентация», «гендерная идентичность», «инвалидность» и т.д. Только с шестого раза соответствующий законопроект был включен в повестку дня, и с седьмого раза он был проголосован за основу и в целом. В то же время, проект нового Трудового Кодекса, который был принят в первом чтении в 2015 году, содержит не полный перечень определенных действующим законом признаков.

Препятствия внедрения норм гендерного равенства в украинское правовое поле

Внедрение «гендерной терминологии» в украинское правовое поле нашло немалое сопротивление среди представителей Верховной Рады Украины. Примером этого является рассмотрение Проекта Закона о ратификации Конвенции Совета Европы о предотвращении насилия в отношении женщин и домашнего насилия и борьбе с этими явлениями, а также два законопроекта (№5294 и №4952), которые были призваны имплементировать положения конвенции в украинское законодательство.

При рассмотрении в сессионном зале предложения направить законопроект №0119 на доработку были озвучены представителями разных политических фракций именно из-за наличия в нем таких понятий как «гендер» и «сексуальная ориентация».

В итоге, законопроекты №5294 и №4952, которые были призваны ввести нормы Стамбульской конвенции в украинское законодательство, были приняты в первом чтении, а затем были проголосованы за основу и в целом, но из их текстов была исключена «гендерная терминология». А Проект Закона о ратификации Конвенции Совета Европы о предотвращении насилия в отношении женщин и домашнего насилия и борьбе с этими явлениями был направлен на доработку. До завершения 2018 года он так и не был больше вынесен в зал на голосование.

В Верховной Раде Украины также были зарегистрированы законопроекты, которые можно выделить как «антигендерные», среди которых: №3442-1, №6239, №9183. Эти законопроекты призваны исключить из украинского законодательства такие понятия как: «гендер», «сексуальная ориентация», «гендерное равенство». Также они предлагают ввести наказание за «пропаганду однополых отношений» и ограничить право женщин на аборт. Однако учитывая, что ни один из «антигендерных» законопроектов так и не был принят, мы можем сделать вывод, что парламент не поддерживает такое развитие политики.

Рекомендации**

Необходимо обязать структурные подразделения Аппарата ВРУ проводить процедуру гендерно-правовой экспертизы законопроектов на соответствие международно-правовым актам относительно соблюдения принципа равных прав и возможностей для женщин и мужчин. Это позволит снять чрезмерную нагрузку с ответственного подразделения Министерства юстиции Украины. В дальнейшем следует ввести обязанность Комитетов ВРУ проанализировать последствия влияния законопроектов на состояние соблюдения равных прав и возможностей женщин и мужчин в соответствующих выводах.

Наилучшей, но наименее реалистичной рекомендацией является внесение изменений в Регламент ВРУ об отклонении Аппаратом ВРУ законопроектов при регистрации, которые содержат положения, противоречащие нормам гендерного равенства.

*Антигендерные инициативы — это инициативы, направленные на продвижение политики, которая противоречит основным принципам гендерного равенства.

**Более подробно с выводами и рекомендациями можно ознакомиться в полном тексте исследования по ссылке.

Авторы

Предостережение

Автор не является сотрудником, не консультирует, не владеет акциями и не получает финансирования ни от одной компании или организации, которая имела бы пользу от этой статьи, а также никак с ними не связан.