Пусть уже будет НАТО! VoxCheck разграничивает желаемое и реальность | VoxUkraine

Пусть уже будет НАТО! VoxCheck разграничивает желаемое и реальность

Photo: depositphotos / Photocreo
13 октября 2019
FacebookTwitterTelegram
5250

После обретения независимости Украина определяла потенциальные пути развития и начала искать партнеров для будущего сотрудничества. В сфере безопасности украинцы разделились на несколько лагерей – одни поддерживали более глубокое сотрудничество с Североатлантическим альянсом, другие не хотели отказываться от пророссийского вектора, некоторые выступали за нейтралитет и внеблоковость.

Сегодня курс на НАТО закреплен в Конституции, хотя единодушия в обществе до сих пор нет. Несмотря на это, соответствие принципам и критериям, необходимым для членства в НАТО, является целью правительства Гончарука до 2025 года.

VoxCheck решил ответить на вопросы о НАТО, с которыми столкнется #УрядТехнократів.

Когда Украина перестала быть внеблоковой?

Неправда

«Я буду голосовать против этой декларации (изменения в Конституцию, которые закрепляют курс Украины на ЕС и НАТО – ред.) по трем причинам. Первое, потому что в 1991 году, когда принималась Декларация о независимости, она принималась на базе референдума, и было дополнение, что Украина имеет внеблоковый статус. Это было решение народа Украины через референдум».

Юрий Бойко, 07/02/2019 (00:00 — 00:19)

Независимость Украины провозгласили 24 августа 1991 года, а референдум по этому вопросу состоялся позже – 1 декабря 1991 года. Поэтому спикер путает хронологию событий. Никаких других референдумов, на которых граждане могли выразить свое отношение к НАТО, в тот период в Украине не проходило. Акт провозглашения независимости ссылается на Декларацию о государственном суверенитете (июль 1990), где в то время еще УССР утвердила «намерение стать в будущем постоянно нейтральным государством, которое не принимает участия в военных блоках».

Однако на сегодняшний день это не имеет значения, поскольку позиция Украины за 28 лет изменилась. Если в первые годы независимости Украины членство в НАТО не было приоритетом ни внешней политики, ни национальной безопасности, то с началом военного конфликта на востоке внеблоковый статус был отменен, а сотрудничество Украины и НАТО активизировалась.

От внеблоковости и нейтралитета до намерений стать членом НАТО

16 июля 1990 года Декларация о государственном суверенитете Намерение стать постоянно нейтральным государством, которое не принимает участия в военных блоках и придерживается трех неядерных принципов: не принимать, не производить и не приобретать ядерное оружие.
24 августа 1991 года Акт провозглашения независимости Украины  Продолжение намерений, высказанных в Декларации о государственном суверенитете.
2 июля 1993 года Постановление «Об основных направлениях внешней политики Украины» Намерение стать нейтральным и внеблоковым государством должно быть адаптировано к новым условиям и не может считаться препятствием полномасштабному участию в общеевропейской структуре безопасности.
28 июня 1996 года Конституция Украины Не закрепила положений, которые определяли бы нейтралитет или внеблоковость как средство достижения национальной безопасности или как форму существования Украины в мировой политике.
16 января 1997 года Концепция (основы государственной политики) национальной безопасности Украины Курс на вступление в систему региональной и универсальной безопасности.
9 июля 1997 года Хартия об особом партнерстве между Украиной и Организацией Североатлантического договора Определяет основы сотрудничества Украины и НАТО. Фактически, подписание Хартии означало для Украины отход от концепции внеблоковости.
21 ноября 2002 года  Рекомендации парламентских слушаний о взаимоотношениях

и сотрудничестве Украины с НАТО

Полномасштабная интеграция в европейские и евроатлантические структуры вызвана необходимостью учитывать объективные реалии, продиктованные национальными интересами Украины.
22 июля 2003 года Закон об основах национальной безопасности Украины Провозглашается «углубление сотрудничества с Организацией Североатлантического договора с целью приобретения членства в этой организации».
12 февраля 2007 года  Стратегия национальной безопасности Украины  Присоединение Украины к европейской и евроатлантической системам безопасности, формирование условий для вступления Украины в НАТО.
1 июля 2010 года Закон Украины «Об основах внутренней и внешней политики Украины» Готовность Украины как внеблокового государства к сотрудничеству со всеми заинтересованными международными партнерами.
22 июня 2012 года Стратегия национальной безопасности Украины (редакция) Исчезает тезис о вступлении в НАТО. В то же время остается продолжение конструктивного партнерства.
23 декабря 2014 года Закон Украины «Об основах внутренней и внешней политики» (редакция) Отказ Украины от внеблокового статуса, возвращение к курсу на членство в НАТО. 
26 мая 2015 года  Стратегия национальной безопасности Украины  Среди целей – формирование условий для вступления в НАТО.
7 февраля 2019 года Изменения в Конституцию Украины относительно курса на приобретение полноправного членства в НАТО Отмечает курс  Украины на приобретение полноправного членства в НАТО.

Разве НАТО о демократии?

Правда

«Стандарты НАТО не только в том, как развивается армия, они и в том, как осуществляется политика. […] Первые переговоры начинаются даже не об армии, даже не о вооружении, а о том, есть ли у вас есть верховенство права, какие у вас суды, можете ли вы рассчитывать на равные правила для всех, можете ли вы рассчитывать на то, что власть подотчетна народу, можете ли рассчитывать на то, что экономика свободна и нет олигархов и особых неприкасаемых. Это тоже стандарты НАТО».

Святослав Вакарчук, 30/05/2019 (1:10:28 — 1:10:37; 1:10:46 — 1:11:11)

Принципы демократии, свободы личности и верховенства права являются основополагающими для НАТО. Средства воплощения этих принципов – как политические, так и военные (статья 2 и 3 учредительного договора), причем приоритетными для организации являются именно мирные политические механизмы.

Хотят ли украинцы в НАТО?

Неправда

«В нашей стране есть, наверно, полтора миллиона человек, которые хотят вступить в НАТО, но у меня другой вопрос: почему остальные люди, которых еще миллионов так 30, не ответили, хотят ли они этого. Очевидно, именно потому, что не хотят! Все-таки демократия – это мнение большинства. Так давайте же его учитывать».

Вадим Рабинович, 07/02/2019 (00:42 — 00:59)

Исходя из данных, приведенных Вадимом Рабиновичем, соотношение настроений относительно НАТО следующее: 95% – не определились и только 5% – поддерживают вступление в НАТО. Однако такое соотношение не соответствует действительности.

Мы сравнили релевантные для этого высказывания результаты социологических опросов (Рейтинг, Деминициативы, СОЦИС). Они похожи, поэтому приводим данные более позднего – его проводили с 13 по 27 декабря 2018 года. У респондентов спросили, как бы они проголосовали на референдуме о присоединении к НАТО. Среди всего населения «за» вступление в НАТО проголосовали бы 44%, «против» – 30%, не голосовали бы – 10%, а еще 17% не определились.

Ниже мы приводим графики голосований на воображаемом референдуме о вступлении за последние 5 лет. Такого соотношения «за» и «против», какое приводит Вадим Рабинович, не было, поэтому вердикт – неправда.

По последним данным (июнь 2019 года) в случае проведения референдума о вступлении Украины в НАТО 53% опрошенных проголосовали бы «за», 29% – «против», а остальные опрошенные – либо воздержались, либо не определились с ответом.

Как видно по последнему графику, примерно треть украинцев не поддерживает вступление Украины в Альянс. Такое негативное отношение обусловлено прежде всего опасением, что членство может втянуть Украину в военные действия НАТО. Другие причины – восприятие НАТО как «агрессивного империалистического блока»; убеждение, что Украина должна быть внеблоковой; уверенность, что в случае вступления в НАТО в Украине начнут хозяйничать иностранцы и иностранный капитал. 

Может ли Украина стать членом Альянса, пока продолжается конфликт на востоке?

Правда

«Хотя там (в НАТО) такие условия… У нас война на территории, это уже одно из условий, когда мы не можем вступить в альянс».

Владимир Зеленский, 25/12/2018 (54:16 — 54:22)

Статья 10 Устава НАТО определяет, что в блок могут пригласить любое государство, которое разделяет принципы, изложенные в Уставе, и желает сделать свой вклад в безопасность североатлантического региона. То есть прием новых членов – это политическое решение, являющееся индивидуальным для каждой страны. Ни в одном официальном документе не написано, что война на территории является условием, которое гарантированно блокирует вступление в Альянс. Однако в принципах расширения НАТО указано, что кандидаты на вступление должны мирными способами решить территориальные или этнические конфликты и что решение этих конфликтов будет учитываться при принятии решения о приглашении нового члена.

Очевидно, нерешенный конфликт, особенно при отсутствии устойчивого перемирия, как в случае Украины, является препятствием для вступления в НАТО, поскольку Альянс берет на себя обязательства гарантировать безопасность своих членов. Соответственно, этот тезис Зеленского является правдивым.

Благодарим за помощь стажеров Екатерину Скоропад и Алину Соколенко.

Авторы
  • Юлия Жага, Руководительница направления противодействия фейкам VoxCheck

Предостережение

Автор не является сотрудником, не консультирует, не владеет акциями и не получает финансирования ни от одной компании или организации, которая имела бы пользу от этой статьи, а также никак с ними не связан.