Мерцающая Рада: какой фактический состав коалиции и оппозиции в украинском парламенте

Что о структуре Верховной Рады говорят сухие цифры и сложные алгоритмы

Автор: Олександр Надельнюк

VoxUkraine изучает работу Верховной Рады и народных депутатов, используя открытые данные и инструменты сетевого анализа. В этой статье мы анализируем VI сессию (с 6 февраля до 21 июля 2017 года). В частности, выясняем, каким является состав реальной коалиции и оппозиции украинского парламента. Дискуссии о существовании и составе коалиции не прекращаются уже 1,5 года — с тех пор как «Радикальная партия Олега Ляшко» (РПЛ), «Самопомощь» и «Батькивщина» вышли, оставив в коалиции только фракции «Блок Петра Порошенко» (БПП) и «Народный фронт» (НФ), суммарное количество депутатов в которых — 219 человек.

Какие фракции и депутаты входили в реальную коалицию в VI сессии, если взглянуть на результаты голосований? Среди каких фракций власть находит голоса за важные для страны законопроекты? (В анализ вошли только законопроекты, принятые «в целом».)


К третьей годовщине работы Верховной Рады мы подготовили первый рейтинг полезности народных избранников — Индекс поддержки реформ, который оценивает деятельность нардепов от начала работы парламента VIII созыва.


Биполярный парламент

Последний раз VoxUkraine анализировал украинский парламент после IV сессии. Тогда исследование показало, что в IV сессии реальная коалиция насчитывала 234 депутата, а оппозиция - 175. Что изменилось за год?

На протяжении VI сессии депутаты приняли 61 закон. Сетевой анализ показывает незначительные изменения в расстановке сил по сравнению с IV сессией. Украинский парламент сохранил почти такую же по составу биполярную структуру. В фактическую коалицию теперь входят 236 депутатов, а средний уровень поддержки законопроектов среди коалициантов — 83%.


Как мы считали

Принадлежность депутата к коалиции или оппозиции определялась следующим образом. Было проанализировано, как все депутаты голосовали за 61 законопроект, который был принят в течение VI сессии (февраль-июль 2017 года). Для сетевого анализа были взяты связи, значения которых выше 67%. С помощью алгоритма modularity (модульность) было определено, к какой группе относится каждый субъект (депутат) — к оппозиции или коалиции.

Уровень поддержки — это процент законопроектов, за которые депутат проголосовал «за», от общего количества принятых законопроектов. Для определения среднего уровня поддержки законопроектов полюсом «коалиция» или «оппозиция» посчитано среднее значение уровней поддержки среди депутатов в группе.


Состав коаліції

Большинство коалиции (68%) составляют нардепы БПП и НФ. Но далеко не всех избранников этих фракций можно отнести в состав коалиции, если проанализировать результаты голосования. Так, только 101, или 73%, нардепов БПП достаточно стабильно голосовали за законопроекты, чтобы попасть в коалиционный полюс. В НФ показатель «коалиционности» несколько выше — 74% (60 депутатов). Депутаты этих фракций, которые не попали в состав коалиции, не обязательно является идейными оппозиционерами. Часть просто прогуливает сессионные заседания. Как показывают данные проекта ККД депутата, в избранников БПП средний процент прогулов 17%, а в НФ — 14%.

Значительный вклад в реальную коалицию делают 27 внефракционных депутатов (11% от коалиции), 18 нардепов от «Самопомощи» (почти 8%) и 14 представителей РПЛ (6%). Также «по-коалиционному» голосовали 10 нардепов от «Батькивщины» и по три депутата от групп «Возрождение» и «Воля народа».


Не пропустите самые важные статьи VoxUkraine


Как показывает анализ, половина и более депутатов из фракций, которые вышли из коалиции, продолжают поддерживать законопроекты на "коалиционном" уровне. Важный вопрос динамики — увеличивается или уменьшается доля "прокоалицийних" депутатов в «Самопомощи», РПЛ и «Батькивщине». По сравнению с IV сессией, несколько уменьшается. Так, коалицию покинули два депутата «Самопомощи», один избранник из фракции имени Ляшко и три представителя «Батькивщины».

Фракция Количество депутатов
в коалиции
Количество депутатов
в оппозиции
Всего
Блок Петра Порошенка10137138
Народный фронт602181
Внефракционные272249
Оппозиционный блок4343
Самопомич18826
Группа «Видродження»32326
Радикальная партия14721
Батькивщина101020
Группа «Воля народу»31619

Оппозиция

Фактическая оппозиция насчитывает 187 депутатов, ядро которой — депутаты фракции «Оппозиционный блок». В 91% случаев все 43 депутата от Оппоблока не поддерживали голосования в течение VI сессии Верховной Рады.

Чуть менее монолитные группы — «Видродження» и «Воля народу». Только по три депутата от каждой из групп не входят в оппозицию (из 26 и 19 депутатов каждого объединения соответственно).


Современным парламентам демократических стран свойственна полярность. По одну сторону находится правящая коалиция, по другую — оппозиция. Парламентский полюс может состоять как из одной фракции, так и из нескольких. Полюса уравновешивают друг друга, тем самым минимизируя вероятность возникновения законотворческой монополии. Классический пример биполярного парламента — конгресс США, где борются две партии: демократическая и республиканская. В Италии мультиполярный парламент с двумя большими полюсами. Пример однополярного парламента — российская Дума в последние годы (максимальная поляризация Думы была в 2003-м).


Как уже отмечалось, в «Самопомощи», РПЛ и «Батькивщине» существует раскол внутри фракций. 30% депутатов фракции Олега Березюка и 50% депутатов из партий Олега Ляшко и Юлии Тимошенко входят в фактическую оппозицию, тогда как как другая часть их однопартийцев поддерживают большинство законопроектов.

Формально в оппозицию входят 37 депутатов от БПП и 21 от НФ, но, как мы уже говорили, большинство из них не идеологическая оппозиция, а прогульщики.

Коалиция реформ

Как выглядит коалиция, когда речь идёт о голосовании за реформаторские законопроекты? (Под реформаторскими мы имеем в виду проекты, которые были определенные как таковые экспертами iMoRe.) Эксперты проекта iMoRe за VI сессию выделили 27 законопроектов как такие, что «меняют правила игры».

Анализ голосований за эти 27 законов зафиксировал отсутствие стабильной «коалиционного большинства» — только 185 нардепов продемонстрировали уровень поддержки этих законопроектов больше 85%.

Также появились депутаты, которых нельзя отнести ни к коалиции, ни к оппозиции. Таких избранников 93 - они поддержали чуть более половины реформаторских законов, которые были приняты в течение VI сессии.

Вывод

В VI сессии Верховной Рады реальная коалиция насчитывала 236 депутатов (уровень поддержки законопроектов - 83%). Только 73% нардепов из БПП можно отнести к коалиции. В НФ этот показатель — 74%.

Большинство создается благодаря 27 внефракционным депутатам, 18 представителям «Самопомощи», 13 избранникам от РПЛ и 10 нардепам «Батькивщины».

Партийное единство и дисциплину продемонстрировала только фракция «Оппозиционный блок» — все ее депутаты являются реальной оппозицией, они почти не участвуют в результативных голосованиях.

В целом оппозиция насчитывает 187 депутатов, и в неё входят представители всех фракций и групп.

На протяжении VI сессии было принято 27 реформаторских законов. В среднем принять такой закон труднее, чем другие: стабильного большинства для голосования за важные законы во время VI сессии не было. Только 185 народных избранников можно отнести к коалиции.