ФЕЙК: Сообщение о смерти военного напечатали на рекламной листовке

ФЕЙК: Сообщение о смерти военного напечатали на рекламной листовке

29 марта 2023
FacebookTwitterTelegram
822

Проверка фейков в рамках партнерства с Meta

В сети распространяют видео со справкой о смерти военнослужащего и заявляют, что документ был напечатан на рекламной открытке. Как доказательство пользователь показывает, что на оборотной стороне разместили рекламу онлайн-сервисов и магазинов с промокодом для получения «скидки».

Это фейк, ведь в документе есть несколько ошибок, в частности ложная печать.

Скриншот сообщения

На подделку документа указывают сразу несколько ошибок. В сообщении о смерти военного указывают только улицу и дом, а номер квартиры нет. Также неправильно написали город «Днипро» (правильно – город «Дніпро»).

Кроме того, с помощью номера на печати (12345678) мы нашли такой же штамп на сайте по изготовлению печатей для воинских частей. Однако мы не обнаружили ни одной воинской части с номером А290, который указывают на штампе.

Печать, которую использовали на поддельном документе. Источник: сайт по изготовлению штампов

В Инструкции по организации учета личного состава в системе Минобороны Украины отмечено, что уведомление о погибших состоит из двух экземпляров. Это касается не только погибших, но и пропавших без вести, захваченных в плен или интернированных военнослужащих. В случае смерти военнослужащего первый экземпляр посылают в районный ТЦК и СП по месту жительства членов семьи или близких родственников погибшего. Второй экземпляр от командира воинской части хранится непосредственно в части. В Инструкции подчеркивают, что посылать уведомления командира воинской части семьи или близким родственникам военнослужащего запрещено.

В другой Инструкции об организации захоронения военнослужащих, погибших во время прохождения военной службы добавляют, что военный комиссар обязан лично (желательно в присутствии врача) известить близких родственников погибшего. Справку, которую распространяют пользователи, военный комиссар передает уже после оповещения о смерти. В частности, вместе со справкой комиссар рассказывает родственникам об их льготах и объясняет порядок назначения пенсии семье погибшего военнослужащего.

Также мы нашли оригинальный макет оповещения о гибели военного. На подделке сделали опечатку и употребили излишний предлог «клопотання про для призначення пенсії» (в оригинале — «про призначення пенсії»). Также в оригинале правильно будет «призначення  пенсії  (допомоги)  та  надання  пільг,  установлених законодавством України». В то время как на поддельном документе пишут «призначення  пенсії (допомоги) відповідно до законодавства України».

Оригинал уведомления о смерти военного. Источник: сайт Верховной Рады Украины

Также в сообщении утверждают, что справку о смерти напечатали на рекламном баннере. Под каждым предложением есть промокод «нащите2873», при введении которого вы якобы получаете «скидку». Поэтому мы решили проверить, настоящий ли промокод на примере ресторана «Сушия». Мы позвонили по одному из номеров, указанных на официальном сайте. Впрочем, оператор сообщила, что такого промокода не существует. К тому же промокод должен состоять из 13 цифр, а не слов.

Скриншот публикации

Предостережение

Авторы не работают, не консультируют, не владеют акциями и не получают финансирования от компании или организации, которая бы имела пользу от этой статьи, а также никоим образом с ними не связаны