Вторжение РФ, «кости русскоязычных» и кураторы из Лондона. Как манипулировали пророссийские медиа за неделю 29 ноября — 5 декабря
Beta

Вторжение РФ, «кости русскоязычных» и кураторы из Лондона. Как манипулировали пророссийские медиа за неделю 29 ноября — 5 декабря

Photo: president.gov.ua
9 декабря 2021
FacebookTwitterTelegram
304

Пророссийские медиа активно комментируют тему скопления российских войск на украинских границах и склоняют к мнению, что Россия нападать не будет. В то же время Украина якобы провоцирует обострение на Донбассе. Кроме того, не обошлось без традиционных манипуляций о праворадикалах в Украине и «внешнем управлении» — США, ЕС или вовсе Великобритании.

Как в украинское инфопространство попадают российские нарративы — VoxCheck анализирует в рамках совместного проекта с Центром стратегических коммуникаций. Предыдущие выпуски читайте здесь.

Россия не нападет? 

На этой неделе немецкое издание «Bild» обнародовало карту возможного вторжения России в Украину, которое будет разворачиваться в три фазы. «Bild» ссылается на собственные источники в НАТО и службах безопасности. Карту, конечно, сразу раскритиковали в России. Представительница российского МИД Мария Захарова заявила, что опубликованная карта напоминает… карту фашистов 1942 года. Пророссийские медиа в Украине тоже подхватили этот нарратив («Откуда Bild брал схему российского вторжения? С карт Вермахта?»). Опубликовали это, правда, словно бы не от себя, а в разделе «Лента соцсетей». 

В последние недели пророссийские СМИ продвигают нарратив, что сообщения о скоплении российских войск на украинских границах и возможном вторжении РФ в Украину — это информационная кампания США, которые таким образом достигают своих политических целей. Например, умышленно нагнетают ситуацию, чтобы получить больше переговоров между Джо Байденом и Владимиром Путиным. 

«…все эти “карты наступлений” без названий конкретных соединений, которые могут пойти в атаку на Киев, Харьков, Одессу похожи не на данные разведки, а на прикидки журналистов или аналитиков, пишущих на военную тематику. То есть с высокой вероятностью речь идет об очередной информационно-психологической операции под названием “Путин скоро нападет”», — пишет «Страна»

В некоторых новостных сообщениях в бэкграунде «Страна» указывает аргументы только российской стороны: ссылается на директора внешней разведки РФ Сергея Нарышкина, который потенциальное российское вторжение назвал «злонамеренной пропагандистской акцией Госдепа США». Кроме того, издание выпустило статью со ссылкой на «анонимные источники в украинской разведке», которые якобы говорят, что вероятность начала войны — 10%. А российские войска просто перебрасываются на новые места постоянной дислокации. 

Вместо этого продвигается противоположный нарратив, что как раз Украина устраивает обострение на Донбассе. Мол, увеличение обстрелов фиксируется только ОБСЕ и на неподконтрольных Украине территориях. Это неправда: о нарушении режима прекращения огня со стороны оккупантов сообщали в штабе ООС. Боевики обстреливали населённые пункты, расположенные на подконтрольной Украине территории. Станицу Луганскую обстреливали два раза в неделю.

Украину обвиняют в том, что были «разрушены остатки перемирия на Донбассе», в частности решением о применении «Байрактаров». Впрочем, это неправда: «Байрактары» применили в ответ на обстрелы, которые вели боевики из запрещенных Минскими договоренностями 122-мм гаубиц по гражданским объектам и позициям ВСУ. Режим перемирия был уже давно нарушен. Боевики не останавливали обстрелы даже после того, как украинская сторона задействовала стандартный механизм реагирования: через СММ ОБСЕ потребовала прекратить огонь. А согласно условиям перемирия от июля 2020 года, в случае неудачной попытки применения механизма реагирования разрешается ответный огонь.

Подробно все фейки о применении «Байрактаров» VoxCheck опровергал в этом мониторинге

Манипуляции: Всех — от Зеленского до простых русскоязычных граждан — держат в страхе праворадикалы

«Все мы прекрасно знаем, как украинские “патриоты” реагируют на русскоязычных украинцев, подвергая их не только травле в соцсетях и телефонным спам-атакам, но и физическому насилию», — пишет «Klymenko Time» (медиа, которое контролирует Александр Клименко, экс-министр доходов и сборов Украины и «друг семьи Януковичей»). 

«Ультраправые уже давно превратились в Украине в идеологическую полицию, которой позволено травить всех, кто не соответствует их образу “настоящего украинца”», — говорится в статье «Страны». 

«Ультраправые», «крайние правые», «праворадикалы» — любимые герои российских и пророссийских медиа. В Украине, как и во многих развитых странах, а также в России, есть представители крайних правых. Однако эти организации малочисленны и далеко не имеют такой поддержки в обществе и органах управления, как это пытаются изобразить прокремлевские медиа (об этом свидетельствуют хотя бы результаты выборов, на которых националистические партии набирают около нуля). Российские СМИ постоянно преувеличивают влияние и значимость ультраправых организаций в Украине. Пророссийские — рассказывают, что это меньшинство, ведущее агрессивную политику против всего российского.

Тему праворадикалов так любят в российских медиа еще потому, что можно скрыть свои преступления. Согласно российскому мифу, именно радикалы устроили Евромайдан в 2013 году, а не украинцы избрали евроинтеграцию. Это от радикалов нужно было «спасать» — оккупировать — Крым и Донбасс, которые якобы не поддержали новую власть и решили «отделиться».

Пророссийские медиа в Украине также запугивают историями о «жестокости» бойцов украинских добровольческих батальонов. 1 декабря Владимир Зеленский присвоил звание Героя Украины добровольцу «Правого сектора» Дмитрию Коцюбайло с позывным «Да Винчи». Весной NYT брало у него интервью, где Коцюбайло пошутил, что кормит волка «костями русскоязычных детей», высмеивая фейки российской пропаганды об украинских националистах («The commander, Dmytro Kotsyubaylo — his nom de guerre is Da Vinci — jokes that the fighters feed it the bones of Russian-speaking children, a reference to Russian state media tropes about the evils of Ukrainian nationalists» — NYT). Эту фразу вырвали из контекста, и о том, что это шутка в манипулятивных заголовках не указывали.

Кроме этого, пророссийские медиа пишут, что «радикалы» не дают президенту Зеленскому подписать закон о военных преступлениях, потому что тогда якобы окажется, что большинство преступлений на Донбассе совершала украинская армия. Похожие дискредитационные материалы распространяли сайты из пула Медведчука (112, Zik) и другие пророссийские ресурсы (from.ua, Вести, Mignews и т.д.). 

А на телеканале «UkrLive» рассказывали, что в Украине так долго не принимали закон о военных преступниках, потому что не могли признать, что на Донбассе украинскую армию использовали против «граждан Украины». Что очень созвучно с фейком о «гражданской войне», распространяемом российской пропагандой. На самом же деле украинскую армию используют против российских оккупантов и незаконных формирований боевиков, поддерживаемых РФ. Но в России это не признают, потому что «их там нет».

Манипуляторам всегда есть что добавить о «внешнем управлении» 

На пророссийских ресурсах — ни дня без так называемого «внешнего управления». Факты вырывают из контекста, ими манипулируют или же откровенно лгут, чтобы убедить, что Украина — не самостоятельное суверенное государство, а зависимая от кого-то страна. То ли «сырьевой придаток» Евросоюза, то ли «военный плацдарм» для США, то ли подчиненная «кураторов из Лондона». 

Подобные тезисы часто звучат на пророссийских телеканалах, в частности, «Нашем». И озвучивают их не только политики и псевдоэксперты, но и сами ведущие. В эфире от 30 ноября ведущий Макс Назаров спорит с депутатом от «Европейской солидарности» в Киевском областном совете Борисом Белым. Когда Белый комментирует, что в Украине нужно развивать высокотехнологичные предприятия, Назаров эмоционально возражает: «Так как же, ваша ассоциация подписанная не дает этого делать. Сырьевой придаток из Украины сделали. Слушайте, давайте посмотрим по каждому пункту экономической ассоциации с Европейским Союзом. Давайте посмотрим на то решение, которое в Европейском Союзе педалируется в отношении Украины в последние годы относительно, например, импорта сырья древесного из Карпат, то есть нашего леса-кругляка». 

Макс Назаров далеко не впервые продвигает антизападные нарративы, созвучные с российскими мифами об отношениях Украины с международными партнерами. В другом шоу «Просто Назаров» он рассказывает, что Украина для США — военный плацдарм, а в ЕС нас никто не ждет. 

Тезис о том, что Соглашение об ассоциации с ЕС сделало Украину сырьевым придатком, часто звучит от пророссийских политиков в Украине. Это также любит повторять российская государственная пропаганда, которой необходимо доказать, что отдаление от России и евроатлантические устремления ведут Украину к экономическому коллапсу. Впрочем, это утверждение, как и пример Назарова, манипулятивное. 

Во-первых, Соглашение об Ассоциации Украины с ЕС — это не превращение Украины в сырьевой придаток. Оно предполагает более свободный доступ к рынку ЕС для украинских товаров. ЕС стал крупнейшим торговым партнером Украины с 2014 года. От Соглашения об Ассоциации выиграли около 40% экспортеров и импортеров, и только 6% проиграли. 

На самом деле, две крупнейшие статьи нашего экспорта в ЕС — это продукты промышленной отрасли: черные металлы и электрические машины. С 2016 года постоянно растет экспорт продукции с большей добавленной стоимостью, такой как машины и приборы и транспортное оборудование. Число компаний, экспортирующих в ЕС, возросло с 11,7 тысяч в 2015 году до более 14,5 тысяч в 2019 году. 

Во-вторых, ЕС требует снятия моратория на экспорт леса-кругляка, поскольку это противоречит условиям Соглашения об Ассоциации. Для сохранения украинского леса ЕС предлагает ограничить его вырубку. Действующий мораторий на экспорт леса не прекратил его вырубку, а внутреннее производство готовой продукции из собственного сырья развивается медленно

В этом же эфире владелец «Нашего» Евгений Мураев рассказывает: «Внешнее управление уже построено. И за управление нашей страной, которая сейчас находится в руках Великобритании и Соединенных Штатов, или так называемых их наблюдательных советов, Международного валютного фонда, агентов, отбирающих судей в нашу судебную систему, они уже свое получили». 

О внешнем управлении говорили и на канале «UkrLive» (бывший «Первый Независимый»). Нардеп от «ОПЗЖ» Наталья Королевская заявляла: «Если мы понимаем, что сегодня украинский “Энергоатом” это последняя броня нашей энергетической независимости, то мы ни в коем случае не имеем права отдавать его опять же под внешнее управление».

Фейки об МВФ и «внешнем управлении» украинскими судами и наблюдательные советы на государственных предприятиях мы подробно опровергли в этом мониторинге

Наша методология

Аналитики VoxCheck мониторят сайты и социальные сети украинских пророссийских медиа и определяют главные новости или темы за неделю, которым выделили больше всего эфирного времени или внимания в ленте новостей. Мы определяем ключевые нарративы за прошедшую неделю и анализируем их происхождение. 

Медиа, которые мы мониторим: «Страна», «Klymenko Time», «Вести», «Украинские новости», «Подробности», «Апостроф», «From.ua», «Голос.ua», «КП в Украине», «Znaj.ua», «Телеграф», «112.ua», «Zik», «NewsOne», телеканалы «Наш», «Первый Независимый», «Интер» и другие. Мы не утверждаем, что эти СМИ умышленно распространяют российскую пропаганду, впрочем, их материалы содержат элементы российской дезинформации. 

VoxCheck ищет фейки и манипуляции и опровергает их. В основе проверки — методика «нажми и проверь». Каждый может проверить нашу аргументацию и источники. Проверка может основываться только на открытых данных с соответствующими ссылками. Статью с фактчеком можно публиковать только при условии, что ее подписали два члена редакционной коллегии.

Предостережение

Автор не является сотрудником, не консультирует, не владее�� акциями и не получает финансирования ни от одной компании или организации, которая имела бы пользу от этой статьи, а также никак с ними не связан.