Украинская экономика в значительной степени долларизирована, это затрудняет проведение монетарной политики и уменьшает потенциальный объем средств, доступных для инвестирования. В 2014-2015 годах, из-за всплеска инфляции и ослабления гривни относительно большинства мировых валют, спрос на валюту должен был значительно увеличиться, но официальная статистика говорит другое – население стало покупать в 15-20 раз меньше валюты. На самом деле это скорее свидетельствует о том, что валютные операции превратились в «слепую зону» для регулятора и официальной статистики. Это произошло из-за стремительного развития черного рынка после введения НБУ строгих ограничений на торговлю иностранной валютой. Мы попытались оценить – какой объем черного валютного рынка в стране и сколько украинцы используют наличной валюты.
Если в Соединенных Штатах Америки большинство жителей никогда в жизни не видели украинскую гривну, большинство украинцев имели и имеют доллары США. Украина не является уникальной – во многих странах, переживших высокую инфляцию, экономические агенты отдают предпочтение иностранной валюте перед отечественной как средству платежа, так и средству сбережения.
Если взглянуть на официальную статистику, то в последнее время население почти не покупает иностранную валюту. Так, в январе-августе 2016 население купило у банков валюты на 0,4 млрд долл., продало – 2,4 на млрд долл. Для сравнения, в 2013 году ежемесячно покупали в среднем 1,6 млрд долл, продавали – 1,4 млрд долл. Это может свидетельствовать о наличии значительного черного рынка, который не отчитывается.
Привлечение наличной валюты в банковскую систему и вытеснение ее гривной как средством платежа должно улучшить финансовое состояние банков и облегчить проведение кредитно-денежной политики НБУ. Поэтому важно оценить объем долларизации экономики и неформального валютного рынка.
Сколько наличного доллара в мире
США является крупнейшей экономикой в мире и доллар – наиболее употребляемая вне собственной страны валюта, на которую спрос предъявляют как правительства (резервы, внешние долги, единица измерения для платежного баланса и т.д.) так и физические лица, причем последние в основном пользуются наличными. Опросы, проведенные в США, показывают, что только около 10% наличных долларов, находящихся в обращении, должны обеспечить их потребности, еще около 5% – потребности бизнеса. Где находятся остальные 85%! – Загадка. По разным оценкам (подробную дискуссию можно прочитать здесь и здесь), от 35% до 65% наличных долларов находятся в обращении за пределами США, что на конец I квартала 2016 составляло от $ 500 до $ 940 млрд. (Надо учитывать, что участники опросов могут занижать объем имеющейся у них наличности).
Вопрос долларизации в странах бывшего СССР и Варшавского блока рассматривалось экономистами с начала 90х. МВФ использует для оценки долларизации данные о доле валютных депозитов в совокупных депозитах. Этот метод критикуется из-за неучета наличной иностранной валюты, которая может составлять значительную долю наличности и сбережений страны.
Сколько из них в Украине
В Украине значительная часть сбережений населения хранится в иностранной валюте. Это прежде всего является результатом недоверия к национальной денежной единице, что предположительно связано с гиперинфляцией в первой половине 1990-х годов (инфляция более 10000% в 1993) и преимущественно высокой инфляцией в последующие годы, следствием чего в среднесрочной перспективе было ожидание обесценивания национальной валюты по отношению к иностранным (в соответствии с теорией паритета относительной покупательной способности).
Политика де-факто фиксированного курса в течение 2000-х годов, когда вместо того, чтобы позволить укрепление гривны, центральный банк наращивал валютные резервы и допускал ускорение инфляции, также привела к тому, что большинство экономических агентов оценивает вероятность подорожания гривни по отношению к доллару США (или евро) в гораздо меньшей мере, чем обратный процесс.
Уровень долларизации украинской экономики точно неизвестен. Докризисные оценки наличной долларизации показывали объем наличной валюты «на руках» от 22 до 86 млрд. долл. Нижняя граница – оценка на основе предположения, что валютная наличность относится к гривневой так же, как валютные депозиты к гривневым. Доля валютных депозитов населения на конец 2013 года составила 21,7 млрд долл., или 42% от общих депозитов населения. Верхний диапазон оценки запасов наличного доллара в Украине является оценкой НБУ по состоянию на конец 2013 года на основе данных платежного баланса (рассчитанных как кумулятивное изменение объемов наличной валюты вне банков с 1995 года – см. статистику платежного баланса). Необходимо отметить, что такой уровень может быть завышенным из-за неполного учета объемов вывоза наличной валюты за пределы страны с целью покупки товаров за рубежом и их ввоза на территорию страны (неформальный импорт).
Спрос и предложение иностранной валюты на неформальном рынке
В Украине иностранную валюту используют в двух целях:
- Как средство платежа (currency substitution)
- Как средство сбережения (asset substitution)
Спрос на валюту как средство платежа формируют:
- Неофициальные импортеры, которые не могут проводить банковские платежи, прежде всего малые фирмы, занимающиеся импортом одежды / обуви / электроники и прямыми продажами или использованием в работе (напр., запчасти)
- Население и реже бизнес, имеющие долги в валюте, но не желающие терять на менее выгодном обменном курсе в банке или не имеющие возможности легально приобрести валюту
- Бизнес, который оплачивает услуги иностранцев или граждан, предпочитающих иностранную валюту – в первую очередь неформальные экспортеры (см. ниже)
- Легальные фирмы-импортеры, у которых есть проблемы со своевременным получением валюты для расчетов по своим контрактам.
Предложение валюты как средства платежа формируют:
- “Серые” экспортеры, например, таких товаров как сигареты или янтарь. В последнем случае иногда по всей цепочке от экспортера к старателю используется исключительно иностранная валюта[1] , однако за счет наценки у экспортера может оставаться ее избыток
- Официальные экспортеры, которые вывезли продукцию по заниженной цене и сформировали определенный объем валюты на счетах за рубежом. Мы не считаем это источник значительным, поскольку потребности экспортера в гривне должны покрываться за счет обязательной продажи части валютной выручки (сейчас 65%, во время исследования – 75%).
- Гастарбайтеры, передающие средства в наличной форме.
Основной объем средств в валюте как средстве сбережения имеют домохозяйства. Они формируют основу ежедневных мелких сделок купли-продажи валюты. Большие «серые» импортеры могут иметь значительно большие по объему отдельные соглашения, однако в общем количестве транзакций они составляют незначительную часть и вероятно исходят из обменных курсов, складывающихся на рынке на момент сделки. Поэтому, даже если не население, а другие экономические агенты формируют существенную часть объема купли-продажи, именно наличная валюта на руках населения формирует объем как количества транзакций, так и обменный курс. При моделировании мы делали попытку использовать оценку серого импорта от НБУ и /или совокупный импорт как переменную, которая должна объяснить спрос на наличную валюту, однако этот показатель вышел статистически незначимым и не приводил к росту объяснительной силы модели. Возможно, это вызвано вариативным лагом между покупкой валюты и импортом товаров.
Оценки черного рынка валюты
Приведенные ниже модели не следует рассматривать как совершенные и точные данные о черном рынке. Они на самом деле являются весьма приблизительными оценками изменения ситуации и рассматривать их желательно как такие, которые указывают на тенденции и неадекватность официальной статистики. Подробное описание и результаты моделей можно прочитать здесь.
Реальный объем рынка наличной иностранной валюты
Допуская, что до 2014 года значительная часть валютного рынка была легальной, мы попытались смоделировать спрос на наличную валюту со стороны населения в докризисный период и использовать параметры модели для прогноза спроса на валюту в период 2014-15 гг.
Спрос и предложение наличной валюты является функцией от доходов, цены (обменного курса – цены доллара США в гривнах) и других факторов. Предположим, что в 2005-2013 гг. серый валютный рынок был незначительным и основная масса сделок проходила в формальном сегменте рынка банковских учреждениях и обменных пунктах (с 2006-го по 2013-й ежемесячной спрос на валюту был в диапазоне от $ 800 млн. до $ 3,5 млрд.). Мы взяли отдельно продажу валюты населению и покупку валюты населением и делаем регрессии на оба показателя к концу 2013-го, то есть в период, когда большинство агентов на рынке все еще верит в стабильность. Для 2014-2015 года рассчитываем оценку объема рынка и сравниваем официальным данным – разница и есть объем черного рынка (Рисунок 1).
Результаты оценки свидетельствуют о том, что официальные данные покупки иностранной валюты населением занижают реальный объем рынка в несколько раз. По официальной статистике, в 2015 году ежемесячная покупка наличной валюты населением составляла около $ 60 млн долл, а наша оценка свидетельствует о ежемесячном спросе на валюту в объеме около $ 1,2 млрд.
Иначе говоря, в Украине в последние годы развился мощный неформальный рынок купли-продажи наличной валюты, о чем (эмпирически) свидетельствует также рост количества обменных пунктов и появление сайтов с неофициальными объявлениями о купле-продаже валюты.
Оценка объемов замены валют в спросе на наличные со стороны населения
Выше мы привели оценку объемов ежемесячного рынка валюты, который оказался значительно ближе к докризисным показателям, чем данные НБУ. Однако, важно знать не только о том, какие суммы ежемесячно покупают-продают, но и происходит ли общий рост количества наличных долларов на руках у населения.
Мы можем предположить, что с изменением доходов меняются как реальные гривневые балансы (т.е. необходимая сумма наличности для транзакций в определенный период времени), так и сбережения, в том числе валютные. При росте депозитных ставок или с девальвацией гривны по отношению к иностранным валютам – спрос на наличную гривню снижается и происходит относительный рост сбережений на депозитах и /или в наличной иностранной валюте. Мы не можем напрямую наблюдать сбережения в наличной валюте и их изменение, однако можем предположить, что если не происходит рост наличных денег в обращении при росте доходов, то вероятно доходы направляются в другое место, в частности на покупку наличной валюты.
Разница между фактическими объемами гривневой наличности вне банков на конец IV квартала 2015 и спрогнозированными на основе двух эмпирических моделей в долларовом эквиваленте составила $ 3.7 и $ 7.3 млрд., что составляет 30-60% от всей гривневой наличности на конец 2015 года. Рассчитанные разницы в объемах наличной гривны, которая потенциально использовалась бы населением и бизнесом, и фактическим объемом гривны вне банков, можно рассматривать как диапазон оценки эффекта перетока спроса с наличной гривны в наличные доллары. То есть, то что к 2014 году использовалось как гривневая валюта – стало использоваться в долларах.
Потенциальные проблемы
К результатам приведенного анализа нужно подходить с определенными оговорками. Мы проводили экстраполяцию данных на период, в который произошло много шоковых изменений, которые сложно смоделировать, и поэтому следует с осторожностью относиться к результатам наших эмпирических оценок:
- Аннексия Крыма и части Донбасса. Уменьшает совокупный рынок и совокупный спрос на наличную гривну. Переход так называемых народных республик на российский рубль привел к тому, что украинские предприятия, которые продолжают работать на этой территории, выплачивают зарплаты на карточный счет в гривне, а работники едут на контролируемые Украиной территории или в РФ и получают деньги в рублях /долларах. Впрочем, в зоне АТО обращение гривны, хотя и уменьшилось, но продолжается.
- Наибольший за 20 лет рост годовой инфляции, приводит к более глубокому, чем в базовом периоде, падению размера фактических объемов гривневой наличности в реальном выражении.
- Глубокое экономическое падение, сокращение доходов и возможно изменение потребительских преференций (учитывая высокую нестабильность и риски)
- Значительное сокращение количества банков и самый длительный отток депозитов из банковской системы
- Значительно большее, чем имеющееся в базовом периоде модели изменение обменного курса.
Выводы и рекомендации
Опыт большого количества разных стран свидетельствует, что пока экономические агенты не начнут доверять национальной денежной единице, они всегда найдут способы обойти любые наложенные государством ограничения, особенно в условиях глобализации торговли и движения капитала, в современном цифровом мире. Поэтому сосредоточиться надо не на поиске новых ограничений, а на создании условий, которые бы стимулировали экономических агентов использовать альтернативы наличной иностранной валюте как средства сбережения и обмена.
- Желательно провести опрос, который дал бы альтернативную оценку объема иностранной наличной валюты на руках у населения, основные причины, почему выбрана именно эта форма сбережений и какие новые условия заставят поменять метод сбережения. На основе результатов опроса можно разработать комплекс мероприятий по уменьшению долларизации экономики
- Чтобы снизить негативное влияние «черного» рынка и уменьшить его объемы, необходимо устранить ограничения на наличном рынке – при выборе между формальным и неформальным обменом большинство экономических агентов предпочтет легальный обмен как несущий меньше рисков.
- На законодательном уровне следует отменить сбор в пенсионный фонд с покупки иностранной валюты как дающий конкурентные преимущества «черному» рынку.
- Развитие рынка деривативов, в первую очередь фьючерсов, также должно способствовать дополнительным возможностям хеджирования рисков и переходу с неофициального на легальный рынок. Для этого следует смягчить банковские ограничения, в частности разрешить банкам покупать большие объемы валюты на собственную валютную позицию.
Предостережение
Авторы не работают, не консультируют, не владеют акциями и не получают финансирования от компании или организации, которая бы имела пользу от этой статьи, а также никоим образом с ними не связаны