Украинская спиртовая отрасль сильно тенизированная и неэффективна. Для снижения тенизации необходимо ввести электронные акцизные марки, а для повышения эффективности — закрыть небольшие заводы и радикально (по крайней мере, в 100 раз) сократить занятость в этой отрасли. Во избежание общественного недовольства, часть средств, полученных от внедрения новой системы мониторинга и детенизации рынка, нужно направить на осуществление инвестиционных проектов в регионах (например, ремонт дорог).
Ключевой проблемой спиртовой отрасли является теневой рынок. Его существование приводит к значительным потерям государственного бюджета через недополученный акциз, заниженным официальным продажам и завышенным расходам государственных спиртовых заводов (следовательно, недополучение налога на прибыль и дивидендов), а также несет риски для здоровья населения через некачественную продукцию.
Значительной преградой на пути к приватизации и реформированию отрасли является то, что либерализация рынка спирта уничтожит большое количество неэффективных рабочих мест (более 6 тыс), которые являются ключевыми для многих местных общин (как видно из карты, большинство спиртзаводов находится в небольших городах или селах). Ведь весь объем украинского рынка пищевого спирта (без оккупированных территорий 20-25 млн.дал в год), включая теневой, с большим запасом способен обеспечить один современный завод, на котором будут работать в 100 раз меньше человек.
Источник: составлено автором на основе пресс-релизов Укрспирта за разные годы
Единственным независимым индикатором состояния рынка, которым невозможно манипулировать, является официальный объем выпуска. Кроме того, именно от него зависит объем налогов, который дает отрасль в государственный бюджет.
В 2010 году объем внутреннего рынка пищевого спирта оценивался более чем в 30 млн.дал в год. С тех пор официальное производство упало более чем в 2,5 раза. Нелегальный спирт и алкогольные напитки не только свободно реализуются в торговой сети, а также открыто рекламируются и продаются через интернет.
Государственные спиртовые заводы | Другие каналы |
1. Незадекларированное производство («производственные потери», «черные» смены, неофициальная работа остановленных заводов) 2. Производство пищевого спирта под видом технического 3. Фиктивные экспортные контракты (продукция не покидает территорию Украины) |
1. Контрабанда (преимущественно из Молдовы) 2. Частные биоэтанольные заводы 3. Нелегальные производства |
Пути решения основных проблем спиртовой отрасли
Проблема | Решение |
Теневой рынок | Электронные акцизные марки |
Закрытие базовых предприятий | Создание компенсирующих новых эффективных рабочих мест |
Электронные акцизные марки
В западном мире ключевым элементом контроля рынка подакцизных товаров является контроль розничных продаж через использование акцизных марок. Но даже там, при низком уровне коррумпированности налоговых органов, есть нелегальный алкоголь и табачные изделия. В реальной жизни, идеальные подделки бумажных акцизных марок появляются уже через три недели после введения государствами новых марок.
В Украине еще с 2013 года есть наработки и протестирована работа с электронными марками по технологии Codentify, и при желании правительства и налоговой этот проект можно запустить всего за несколько месяцев. На переходный период электронные акцизные марки можно ввести параллельно с текущими марками, то есть они не несут рисков для государственного бюджета.
Принцип их действия заключается в том, что прямо на готовое изделие, а также на ящик наносится уникальный код, в котором зашифрована информация о товаре. Этот код имеет 12 символов (цифр и букв). Он дает возможность проследить все движение товара от производителя к магазину. Но главной особенностью является то, что с помощью этого кода каждый покупатель когда угодно (через программу в смартфоне, бесплатное СМС или звонок) может проверить легальность происхождения изделия, на которое он нанесен. В результате, государство получает огромный штат добровольных и мотивированных контроллеров. Очень важно, что этот метод отнимает покупателей у контрафактников — ведь люди обычно не покупают сознательно контрафактные лекарства, еду и напитки, в отличие от промтоваров (поскольку первые могут нанести значительно больший вред здоровью).
Поскольку «в тени» находится более 50% рынка, с внедрением электронных акцизных марок годовые государственные доходы можно увеличить более чем на 18 млрд грн (и это без учета потерь по другим подакцизным товарам).
Новые рабочие места — развитие местных экономик и общин
Реформирование спиртовой отрасли требует полной либерализации для резкого уменьшения себестоимости, повышения качества продукции и расширения ассортимента. С другой стороны, это приведет к потере тысяч рабочих мест, которые являются базовыми для местных общин, в которых находятся мелкие неэффективные государственные спиртовые заводы. Соответственно, это создает почву для протестов, которыми пользуются противники реформ — бенефициары нелегального рынка спирта.
Для противодействия этому, в рамках подготовки к приватизации спиртовой отрасли, для этих общин можно подготовить программу создания компенсирующих рабочих мест, направленных на необходимые для экономики проекты по рыночным ценам, например, инфраструктурные и энергосберегающие. Источником финансирования программ будет компенсирующий акциз (вследствие либерализации рынка и выхода на него эффективных производителей себестоимость производства должна снизиться, поэтому станет возможным повысить акциз без повышения цены готовой продукции).
Примером таких проектов может служить строительство бетонных дорог, в которых большая часть локальной составляющей (зарплат). Они остаются для региона на десятки лет и повышают его экономический потенциал.
Выводы
За годы независимости в Украине сформировалась устойчивая ассоциация, что реформы — это очень долго и, кроме того, ведут к обнищанию населения и потери рабочих мест. Тем не менее, есть варианты реформ, которые позволяют в короткие сроки существенно увеличить поступления в государственный бюджет с одновременным параллельным созданием продуктивной и эффективной занятости.
Предостережение
The author doesn`t work for, consult to, own shares in or receive funding from any company or organization that would benefit from this article, and have no relevant affiliations