В конце апреля Комиссар ЕС по вопросам Европейской политики соседства и политики расширения Й. Хан в своей статье для Европейской правды предложил Украине новый контракт «Реформы ради инвестиций», в котором для доступа в 2018 году к новому Внешнему инвестиционному плану ЕС Украина должна до летних каникул Парламента обеспечить выполнение трех требований: 1) независимость регулятора в сфере энергетики (НКРЭКУ); 2) полноценное функционирование бизнес-омбудсмена; 3) отменить требования касательно е-декларирования антикоррупционных активистов.
Что это за План?
Новый Внешний инвестиционный план (далее План) ЕС, представленный в 2016 году Президентом Еврокомиссии Ж.К. Юнкером, предусматривает создание инструмента, призванного объединить большинство имеющихся инвестиционных программ, финансируемых в странах соседства ЕС и Африки к югу от Сахары, в единый недавно созданный Европейский фонд устойчивого развития (EFSD).
Внешний инвестиционный план ЕС содержит три основополагающих компонента (pillars):
- Мобилизация инвестиций в страны-адресаты Плана путем создания EFSD;
- Активизация технической помощи;
- Улучшение инвестиционного климата и общей политической ситуации в странах-партнерах.
Целью Плана является поддержка привлечения к проектам EFSD 44 млрд евро инвестиций до 2020 года благодаря страховым гарантиям для инвесторов.
Таким образом, собственно ЕС из своего бюджета и Европейского фонда развития выделит на функционирование Плана 4,1 млрд евро. Главной задачей EFSD будет привлечение международных финансовых институций, частных инвесторов и государств-членов к финансированию инвестиционных проектов Плана. В предыдущем предложении Еврокомиссии при самых благоприятных обстоятельствах в ЕС планировали аккумулировать инвестиции в размере 88 млрд евро.
Для увеличения привлекательности инвестиций в проекты EFSD, Европейской Комиссией был создан инструмент гарантий вкладов и Гарантийный фонд EFSD. Заслуживает внимания в нем создание нового механизма влияния государств-членов на инвестиции в рамках Фонда. В частности, каждое государство-член, предоставляя соответствующую сумму средств в Фонд гарантирования EFSD, будет иметь возможность во время заседания стратегического совета фонда указать сектор, регион или страну, где эти средства должны обеспечивать гарантии. Несмотря на ключевую роль ЕС в решениях о распределении гарантийных средств и принципу равномерного финансирования (pari passu), каждое государство-член сможет реализовывать собственные внешнеполитические интересы, а EFSD создает дополнительный механизм, которым делает ассигнования в гарантийный фонд более интересными.
С целью увеличения привлекательности инвестиций в проекты EFSD Европейская Комиссия создала инструмент гарантий вкладов и Гарантийный фонд EFSD. Стоит внимания в нем создание нового механизма влияния государств-членов на инвестиции в рамках Фонда.
Основные направления финансирования в рамках Плана – проекты возобновляемой энергетики, транспортной инфраструктуры, помощь микро, малым и средним предприятиям (ММСБ), проекты агропромышленного сектора, способствующие мелком фермерству, а также финансирование устойчивого развития городов и инновационных цифровых решений для решения местных социальных проблем и создание рабочих мест.
При этом Европейский фонд соседства и Фонд инвестиций в Африку будут превращены в региональные инвестиционные платформы, которые в рамках EFSD будут отвечать за проекты в соответствующем регионе.
В процесс налаживания работы EFSD и реализации проектов довольно сильно вовлечен Европейский Инвестиционный Банк (ЕИБ), который имеет чрезвычайно большой опыт инвестиционной деятельности в странах соседства.
Европейская Комиссия основным преимуществом создания Плана внешних инвестиций и EFSD видит объединение всех инвестиционных платформ ЕС в одном инструменте, так называемом «one-stop shop». Потенциальные инвесторы не будут ходить по разным институциям, а будут иметь дело только с проектами EFSD. Благодаря открытию «инвестиционных окон» ассигнования будут направляться в определенный сектор или регион, тем самым не допуская распыления инвестиций и облегчая их оценку и аудит.
Каковы вызовы для реализации Плана?
Первым и наиболее очевидным вызовом является время. До установленного в Плане срока (2020 год) осталось 2 года.
Оценка Комиссии предусматривает, что при собственных ассигнованиях в сумме 4,1 млрд евро (инвестиции ЕС 2,6 млрд и гарантии 1,5 млрд), ЕС сможет привлечь 44 млрд евро инвестиций от других инвесторов.
Подобных целей Европейская Комиссия, как правило, достигала в течение более длительного периода. Так, с 2007 года ассигнования ЕС в странах-партнерах в сумме 3,4 млрд евро привлекли 26 млрд евро кредитов с общим объемом инвестиций на сумму около 57 млрд евро. Соответственно мобилизация указанного в Плане объема инвестиций в такой короткий период выглядит маловероятной.
Сами же проекты Плана будут нацелены на создание рабочих мест и обеспечение устойчивого развития данных стран, поэтому не стоит ожидать большой доходности таких капиталовложений, что снижает привлекательность проектов EFSD в глазах частных инвесторов.
В таком случае, главнейшей опорой Плану должны стать международные финансовые институции, однако сейчас им не нужен EFSD для того, чтобы реализовывать подобные проекты в странах Восточной Европы и Африки. Более того, им придется согласовывать решения с руководством EFSD, что может вызвать дополнительные временные и организационные расходы. Едва ли не важнейшим аргументом, который все же будет способствовать их заинтересованности остается возможность снизить риски таких инвестиций благодаря Гарантийному фонду EFSD.
Главнейшей опорой Плану должны стать международные финансовые институции, однако сейчас им не нужен EFSD для того, чтобы реализовывать подобные проекты в странах Восточной Европы и Африки.
Сомнительной является также способность Украины эффективно использовать предусмотренные Планом средства. Экс-премьер Литвы Андрюс Кубилюс ранее отметил, что из почти 7 млрд долл США, выделенных Киеву с 2014 года мировыми финансовыми институциями, Украиной было освоено немногим более 1,5 млрд евро.
Украина должна научиться разрабатывать соответствующие инвестиционные проекты, которые смогут быть привлекательными для частных инвесторов. Поэтому, как прокомментировал реализацию Внешнего инвестиционного плана руководитель Группы поддержки Украины в Еврокомиссии Петер Вагнер, его ресурсы будут прежде всего направлены на компонент технической помощи, а именно подготовку необходимых специалистов, способных реализовывать подобные проекты.
Каковы преимущества Плана?
Позитивным сигналом является то, что по сравнению с предыдущим предложением Еврокомиссии от 2016 года, в котором планировались ассигнования в размере 3,35 млрд евро из бюджета ЕС и которое предусматривало мультипликацию инвестиций в соотношении 1:15, принятое в 2017 году решение стало более реалистичным и снизило ожидания от мультипликатора до соотношения 1:10.
План внешних инвестиций открывает перед странами Восточного партнерства, в том числе Украиной, дополнительные возможности для привлечения долгосрочных инвестиций.
Во-первых, в рамках нового инструмента гарантирования вкладов правительства стран Восточного партнерства (ВП) путем создания соответствующей региональной платформы смогут лоббировать большие ассигнования своих партнеров среди стран-членов ЕС (например, Германии и Польши) в Фонд гарантирования EFSD и таким образом через заседания стратегического совета привлекать больше инвестиций. Украине, Грузии и Молдове стоит создать в рамках Плана отдельную Восточную региональную платформу, которая могла бы помочь более эффективно привлекать инвестиции именно в эти страны и активизировать многостороннее сотрудничество между ними.
В рамках нового инструмента гарантирования вкладов правительства стран Восточного партнерства (ВП) путем создания соответствующей региональной платформы смогут лоббировать большие ассигнования своих партнеров среди стран-членов ЕС (например, Германии и Польши) в Фонд гарантирования EFSD и таким образом через заседания стратегического совета привлекать больше инвестиций.
Это необходимо сделать, поскольку основой для финансирования Плана инвестиций в странах ВП станет Европейский фонд соседства, в рамках которого традиционно больше внимания будет уделяться Южным соседям. ЕС неуклонно придерживается пропорции 3: 1 в пользу Южных соседей при формировании ассигнований в Европейский фонд соседства. Даже если в целом такую политику изменить не удастся, лоббизм партнеров в стратегическом совете фонда сможет помочь привлечь больше инвесторов к проектам в странах ВП.
Во-вторых, благодаря подписанию Соглашений об ассоциации с ЕС Украина, Грузия и Молдова являются более привлекательными для частных инвесторов по сравнению с другими странами соседства ЕС. Эти государства уже четвертый год продолжают имплементацию aquis ЕС и пользуются зоной свободной торговли с ним, что может стать преимуществом при инвестициях в проекты, которые будут способствовать росту экспорта в ЕС.
В-третьих, проекты Плана по сравнению с другими альтернативами для капиталовложений в Украине и других странах ВП выглядят менее рискованными для частных инвесторов. Ведь благодаря защите проектов Плана законодательством ЕС и диверсификации, которую будет обеспечивать инструмент Гарантийного фонда EFSD, инвестиции в проекты Плана будут снижать для них коррупционные риски.
Проекты Плана, по сравнению с другими альтернативами для капиталовложений в Украине и других странах ВП выглядят менее рискованными для частных инвесторов. Ведь благодаря защите проектов Плана законодательством ЕС и диверсификации, которую будет обеспечивать инструмент Гарантийного фонда EFSD, инвестиции в проекты Плана будут снижать для них коррупционные риски.
На данный момент в контракте «Реформы ради инвестиций» речь идет о выделении в рамках Плана 50 млн евро, что, по мнению Комиссара ЕС, может способствовать привлечению в Украину до 500 млн евро частных инвестиций. Также, как уже отмечалось, в рамках Плана предусмотрена значительная техническая помощь. Навыки, которые получат участники курсов по написанию соответствующих инвестиционных проектов, станут весьма полезными для Украины. В дальнейшем они смогут помогать в разработке проектов, которые будут финансироваться другими инвесторами.
Сможет ли такая мотивация стать достаточной для политических решений в Украине, станет ясно уже на Саммите Украина-ЕС, который состоится 9 июля, почти перед окончанием рабочего графика Верховной Рады. Если да, то Украина сможет рассчитывать на доступ ко всем возможностям Внешнего инвестиционного плана ЕС и постепенную активизацию частных инвесторов. В противном случае невыполнение условий «контракта» может привести не только к потерям возможностей Плана, но и к ухудшению политических отношений с ЕС. В частности, это негативно отразится на результатах самого Саммита и на перспективах инициатив Президента Петра Порошенко по присоединению Украины к Таможенному Союзу ЕС, ассоциации с Шенгеном, а также интеграции в Цифровой рынок и Энергетический союз ЕС.