Перемещенные. Или невидимые? | VoxUkraine

Перемещенные. Или невидимые?

Photo: depositphotos / Madrabothair
9 ноября 2020
FacebookTwitterTelegram
1210

Начиная с 2014 года, значительная часть украинцев претерпела перемещения. Украина пытается найти долгосрочные решения для них и помочь гражданам, оказавшимся в затруднительном положении. Однако для того, чтобы разработать здоровую политику в отношении ВПЛ, сначала необходимо знать сколько их, кто они, где они находятся, что им нужно и кто уже реинтегрировался. В этой статье мы описываем проблемы, касающиеся вопросов статистики по ВПЛ в Украине, и предлагаем стратегические решения, основанные на последних рекомендациях Статистической комиссии ООН. 

Елена Шевцова работает в Государственной службе статистики Украины, Татьяна Тыщук является председателем Экспертного совета при ДССУ на волонтерских началах.

В 2016 году Министерство социальной политики создало реестр внутренне перемещенных лиц (ВПЛ). Согласно реестру, почти 1,5 миллиона человек переехало из оккупированных районов Донбасса и Крыма на подконтрольную правительству территорию Украины (что составляет 3,5% от общей численности населения в районах, контролируемых правительством, по состоянию на октябрь 2020 года). Несмотря на то, что реестр является основным источником данных о ВПЛ, использование этой информации для принятия решений на основе фактов ограничено по двум основным причинам. Во-первых, реестр не является полным. Во-вторых, аналитики и органы власти, которые разрабатывают политику, имеют доступ лишь к некоторым агрегированным данным из этого реестра. 

ВПЛ вносят в реестр, когда те подают заявление на получение справки, позволяющей получать государственную адресную помощь и пенсии. Мы не знаем, сколько ВПЛ решили не подавать заявление на получение помощи и, следовательно, не были включены в реестр. Кроме того, справки могут быть признаны недействительными в случае, если ВПЛ отсутствовали на подконтрольных правительству территориях в течение 60 дней, совершили преступление, подали заявление об отказе на получение справки и т.д. Люди с аннулированными справками не учитываются в общей статистике количества ВПЛ, но при этом их записи остаются в реестре. Все эти случаи не означают, что лицо не является ВПЛ с точки зрения статистики. 

Украинским законодательством предусмотрено, что реестр должен содержать различные подробные данные о ВПЛ. В частности, он должен содержать информацию о месте проживания, подростках и детях, проживающих вместе с ВПЛ, жилье, социальных, медицинских, образовательных и других нуждах ВПЛ, а также состоянии их обеспечения. Однако общедоступных данных очень мало: на веб-странице можно увидеть общее количество людей в реестре и получить информацию о распределении ВПЛ по регионам. 

Запуск реестра стал хорошим началом в плане получения определенных данных о ВПЛ, которые используются для расчета и верификации получателей социальных выплат. Но чтобы создать прочное основание для разработки государственной политики на центральном и местном уровнях, мы должны иметь систему статистики, которая охватывает все категории ВПЛ и обеспечивает соответствующие средства сбора и распространения данных.

Как следует собирать информацию о ВПЛ?

Более 60 членов Экспертной группы по статистике ВПЛ (EGRIS) разработали рекомендации по вопросам статистики ВПЛ (IRIS). Рекомендации определяют, кто должен вводить данные о ВПЛ, какие признаки этих людей должны содержаться в наборе данных, и как эти данные должны собираться (источники информации и порядок сбора). 

Статистический учет ВПЛ должен охватывать такие категории людей:

  1. Внутренне перемещенные лица или лица, которые нуждаются в защите в связи с факторами уязвимости, вызванными перемещением. Эта категория определена законодательством Украины и существенно охвачена реестром
  2. Группы населения, связанные с ВПЛ и другие неперемещенные члены семей ВПЛ. В эту категорию могут входить дети по крайней мере одного из внутренне перемещенных родителей, родившиеся после перемещения, другие члены семьи, находящиеся на иждивении, или родственники, которые все еще проживают на оккупированных территориях. 
  3. ВПЛ и связанные с ними лица вне зоны действия факторов уязвимости, вызванных перемещением. 

В состав IRIS входят рекомендации по статистической информации о ВПЛ и связанные с ВПЛ группы населения. Согласно рекомендациям, для разработки политики в отношении ВПЛ на основе фактических данных требуется информация о количестве ВПЛ и их доле от общей численности населения в каждом населенном пункте, доле женщин и детей, реинтегрированных ВПЛ и тех, кто все еще находится под действием факторов уязвимости, вызванных перемещением, а также ВПЛ, которые поселились в другой стране. 

Источником таких данных может быть перепись населения, национальный опрос домохозяйств, опрос ВПЛ, реестр населения, реестр ВПЛ, система отслеживания движения населения. Все эти методы сбора данных должны учитывать особенности ВПЛ или лиц, связанных с ВПЛ. 

Поскольку рекомендации IRIS появились в начале 2020 года, еще ни одна из стран их не внедрила. Хотя ответственность очевидно лежит на органах статистики стран, поскольку именно они организуют переписи населения и предоставляют методические рекомендации по ведению реестров. Украинский орган в области статистики должен разработать методологию учета ВПЛ на базе IRIS, поскольку отвечает за разработку и внедрение политик, связанных со статистикой.

Первым большим шагом стало включение Статистической службы Украины в Руководящий комитет EGRIS. Так, она будет участвовать в разработке дорожной карты внедрения рекомендаций IRIS. 

Выполнение рекомендаций IRIS поможет Украине придерживаться принципа «никого не оставить позади» и поддерживать реализацию Повестки дня 2030 в нашей стране.

Авторы

Предостережение

Автори не є співробітниками, не консультують, не володіють акціями та не отримують фінансування від жодної компанії чи організації, яка б мала користь від цієї статті, а також жодним чином з ними не пов’язаний