Beta

«Внешнее управление» и полезные евродепутаты. Как манипулировали пророссийские медиа за неделю 18-24 октября

Photo: depositphotos
25 октября 2021
FacebookTwitterTelegram
838

Пророссийские медиа снова продвигали нарратив о «внешнем управлении» Украиной. Однако среди так называемых «кураторов» появились новые страны. А «Первый Независимый», созданный на основе закрытых телеканалов из пула Медведчука, продвигает «полезных евродепутатов», распространяющих российские нарративы. Экс-регионалы на эфирах рассказывают, что войны России против Украины нет, и повторяют Путинскую мантру об «Антироссии». 

Как в украинское инфопространство попадают российские нарративы — VoxCheck анализирует в рамках совместного проекта с Центром стратегических коммуникаций. Предыдущие выпуски читайте здесь.

Мифы о «внешнем управлении» — то ли США, то ли ЕС, то ли Лондона

В пророссийских медиа снова активно подпитывали нарратив о якобы «внешнем управлении» посторонних стран или их «иностранных агентов» ​​Украиной. Максимальная концентрация таких заявлений — на пророссийских телеканалах. В частности, на «Первом Независимом», ток-шоу которого напоминают скорее съезд партии «ОПЗЖ» или экс-регионалов — спикеров от этих политических сил приглашают на каждый эфир. 

В ток-шоу «Пульс» нардеп от «ОПЗЖ» Анатолий Бурмич, комментируя принятые 19 октября законы, рассказывает, что Национальное антикоррупционное бюро передали «под внешнее управление». Бурмич говорит об участии иностранцев в конкурсной комиссии, которая будет избирать директора НАБУ. 

19 октября ВРУ проголосовала за законопроект 5459-1, который закрепляет гарантии независимости НАБУ от Правительства: запрещает Кабмину вмешиваться в деятельность органа, запрещает отменять акты НАБУ, не разрешает давать указания или поручения в отношении деятельности Бюро и т.д. Также меняется процедура назначения директора НАБУ: он будет избираться на прозрачном конкурсе с определяющим голосом международных экспертов. Конкурсная комиссия будет состоять из 6 человек. Трех членов комиссии от себя предлагает правительство, и еще трех — тоже правительство, но на основании предложений международных и иностранных организаций. Именно это Бурмич называет «внешним управлением» — участие незаангажированных международных экспертов, на которых не удастся влиять. 

Сторонники теории о внешнем управлении не смогли обойти еще одну новость: 19 октября в Киев с официальным визитом прибыл Министр обороны США Ллойд Остин.

В эфире «Украинского формата» на «Первом Независимом» член политсовета «ОПЗЖ» Ростислав Дубовой заявляет: «Приезд главы Пентагона в Украину я расцениваю так, что Украина продолжает находиться под полным контролем, влиянием Соединенных Штатов Америки, потому что этот человек может обсуждать только вопросы национальной безопасности. На сегодняшний день ни о какой независимости и суверенитете пока говорить в Украине не стоит, но это пока, на сегодняшний день». 

В этом же эфире Дубовой несколько раз повторяет, что в Украине «нет войны» и это «ваши фантазии». Ведущие такие заявления в студии, конечно, не опровергают и не балансируют. 

Несмотря на то, что миф о «внешнем управлении» вечен, пророссийские медиа нашли чем удивить. В подсанкционной «Стране», например, «руль правления» Украиной решили передать… Великобритании. «Появилась даже информация, что неформальное кураторство над Украиной США может передать Лондону», — говорится в видеоблоге под названием «Правь, Британия, Зеленским. Зачем Зе поспешно засобирался в Лондон».

Почему о «режиме внешнего управления» рассказывают евродепутаты?

Фейк о «внешнем управлении» пророссийские политики и СМИ вынесли выше, на международный уровень. На «Первом Независимом» крутят сюжет о том, что отправили своих журналистов в Европарламент, чтобы ознакомить депутатов с проблемой свободы слова в Украине. И приводят отрывок выступления евродепутата Максимилиана Кра, который после такого «ознакомления» говорит сплошными клише пророссийской дезинформации.

«Режим в Киеве действует только под давлением извне, поскольку полностью зависит от средств Запада. Если ЕС перестанет помогать финансами, режим моментально падет. Поэтому наши политики не имеют права поддерживать коррумпированный режим в Киеве, где президент является фигурантом оффшорного скандала, коррупционного скандала. Это серьезная проблема, когда такой президент преследует независимые медиа и оппозиционных политиков», — заявляет Кра. 

Максимилиан Кра, кадр из трансляции «Первого Независимого» на YouTube 

Это — политическая реклама Виктора Медведчука, которую постоянно крутят связанные с ним телеканалы и сайты. Например, еще в мае в студии «Первого Независимого» Максимилиан Кра рассказывал о «политических преследованиях оппозиции». Его цитаты разбирали на громкие заголовки сайты, которые систематически распространяют заказные материалы о Медведчуке (112.ua, Newsone, Zik, from.ua, Вести и другие). 

Цель таких сюжетов и публикаций – создать эффект, словно вся Европа объединилась, чтобы поддерживать Медведчука. Однако на самом деле это делают депутаты от европейских ультраправых партий, которые традиционно поддерживает Россия. Например, Максимилиан Кра — член правопопулистской «Альтернативы для Германии» (АдГ), которую обвиняют в прямых связях с Кремлем. 

Политики от АдГ требовали отмены западных санкций против Москвы, таким образом косвенно оправдывая политику Владимира Путина. Официально наличие связей с Россией в 2018 году подтвердила член высшего совета партии «Единая Россия» Вероника Крашенинникова, пишет DW

Фейк: Украина — не жертва российской агрессии

Пророссийские ресурсы уже длительное время продвигают тезис, якобы Украина первая нарушила перемирие на Донбассе, ведет активные обстрелы оккупированных территорий и целенаправленно провоцирует Россию, чтобы создавать правильную картинку в глазах международных партнеров. Ключевую роль в распространении этого нарратива играет «Страна.юа». Выражение «страна-агрессор» по отношению к России издание, кстати, берет в кавычки — подчеркивая, что это «так называемая страна-агрессор». 

На этой неделе этот нарратив продвигали на примере нескольких новостей. Совет национальной безопасности и обороны опубликовал глоссарий терминов и понятий, связанных с оккупацией украинских территорий Россией. Их используют российские пропагандисты, чтобы легитимизировать аннексию Крыма и оккупацию Донбасса. Эта новость вызвала бурную реакцию пророссийских ресурсов в Украине, часто использующих эти конструкции.

«Гражданская война в Украине» или «Украинско-российский конфликт» — недопустимо. Нужно: “Вооруженная агрессия России против Украины”. Здесь, конечно, вообще прекрасно — СНБО, очевидно, считает, что Украина в конфликте как бы и не участвует, выполняя только определенную пассивную роль жертвы агрессии»,пишет «Страна».

Скриншот — «Страна»

Понятно, что российская агрессия не укладывается в нарратив «Страны», которая убеждает читателей, что обстрелы на Донбассе якобы ведет Украина: «И вот теперь — новый обстрел Донецка. Последнему ряду обострений предшествовало решение Украины отменить приказы о ведении ответного огня. Хотя именно они являлись базисом для установленного в 2020 году перемирия. И теперь оно де-юре денонсировано. Результаты, как видим, не заставили себя ждать. Поскольку понятно, что «ответный огонь» — вещь относительная. И отмена приказов разблокировала вообще любые обстрелы».

Источник — «Страна»

Фейк о том что Украина отменила перемирие на Донбассе, мы опровергли в этом мониторинге.

Глоссарий СНБО вызвал шквал реакций и в других пророссийских медиа. Издание «Klymenko Time», очевидно, огорчила перспективу называть Евромайдан Революцией Достоинства, а не «государственным переворотом», как это делают российские пропагандисты: «Цветной революцией» мы это никогда и не называли. Мирным протестом там не пахло. Но с каких пор у нас госорганы приказывают называть событие, юридически являющееся переворотом, — “революцией достоинства”? Новый термин в праве, да?». 

«Госпереворотом» Революцию Достоинства, кстати, называет Николай Азаров — любимый и очень частый гость для интервью на «Первом Независимом».

Источник — телеграм-канал «Украинские новости»

Скриншот — «Вести»

Фейк: войны с Россией нет, а в Украине действует проект «Антироссия» 

На пророссийских телеканалах продвигают нарратив, что войны и российской агрессии против Украины нет. Это якобы украинская пропаганда, «русофобский» курс руководителей государства, пришедших к власти после 2014 года. Собственно, все по российской методичке: не РФ напала, а украинская власть неадекватна. Фактически дословный нарратив российских политиков: о том же писали в своих пропагандистских статьях Путин и Медведев.

Читать статьи Путина и Медведева мы не советуем, лучше — их опровержение от VoxCheck: «Об историческом единстве лжи и Владимира Путина » и «5 пунктов лжи Дмитрия Медведева»

В эфире «Первого Независимого» экс-премьер Николай Азаров рассказывает: «…Вот этой вот войны, на которую все списывают, по большому счету ее, разумеется, нет. Есть окопный конфликт, который, так сказать, постреливает. А вот жители Донетчины, они реально на себе чувствуют, что такое военный конфликт. Каждый день мы читаем: обстрелы, разрушение инфраструктуры, разрушение жилья, обстрел школы, обстрел подстанции. Вот они действительно настроены против конфликта, против войны. А остальные находятся под влиянием пропаганды, что мы там с какими-то сепаратистами воюем, с какими-то российскими войсками…». 

Еще одна экс-нардеп от «Партии регионов» Анна Герман в этом же эфире рассказывает о якобы действующем в Украине «проекте Антироссия». «Антироссия» — тоже вымысел Путина и других российских политиков, которые так «оправдывают» нападение на украинские территории. 

Главный месседж подобных заявлений и всей риторики пророссийских телеканалов — нужно мириться с РФ, потому что Украина зависима от России. Кроме того, пророссийские СМИ продолжают кампанию по нагнетанию, что без российских энергоносителей в Украине наступит коллапс.

Манипуляции о закупках российского газа и предложения прямого договора с Газпромом мы опровергали в этом мониторинге

Наша методология

Аналитики VoxCheck ежедневно мониторят сайты и социальные сети украинских пророссийских медиа и определяют главные новости или темы за неделю, которым выделили больше всего эфирного времени или внимания в ленте новостей. Мы определяем ключевые нарративы за прошедшую неделю и анализируем их происхождение.

Медиа, которые мы мониторим: «Страна», «Klymenko Time», «Вести», «Украинские новости», «Подробности», «Апостроф», «From.ua», «Голос.ua», «КП в Украине», «Znaj.ua», «Телеграф», «112.ua», «Zik», «NewsOne», телеканалы «Наш», «Первый Независимый», «Интер» и другие. Мы не утверждаем,что эти СМИ умышленно распространяют российскую пропаганду, впрочем, их материалы содержат элементы российской дезинформации.

VoxCheck ищет фейки и манипуляции и опровергает их. В основе проверки — методика «нажми и проверь». Каждый может проверить нашу аргументацию и источники. Проверка может основываться только на открытых данных с соответствующими ссылками. Статью с фактчеком можно публиковать только при условии, что ее подписали два члена редакционной коллегии.

Авторы

Предостережение

Авторы не работают, не консультируют, не владеют акциями и не получают финансирования от компании или организации, которая бы имела пользу от этой статьи, а также никоим образом с ними не связаны