Антикоррупционная реформа: новые приоритеты | VoxUkraine

Антикоррупционная реформа: новые приоритеты

6 октября 2016
FacebookTwitterTelegram
2034

Борьба с коррупцией сегодня является главной задачей для власти. Состоянием на май 2016, по данным социологического опроса фонда «Демократические инициативы», антикоррупционная реформа остается приоритетной для 56% украинцев. Коррупция также до сих пор остается главным препятствием для инвестирования в украинскую экономику. По данным последнего опроса иностранных инвесторов, проведенного Dragon Capital, 85% из них считают самым большим препятствием для инвестирования широко распространенную коррупцию. Поэтому данная проблема остается актуальной.

За два года осуществлено немало шагов для борьбы с коррупцией, однако этого все еще недостаточно для преодоления ключевого внутреннего препятствия для развития Украины. Коалиция общественных организаций «Реанимационный пакет реформ» представила новую Дорожную карту реформ на 2016-2017 г.. Все задачи, которые определены на следующий год, направленны на достижение четырех ключевых целей в реализации антикоррупционной реформы.

Сложившаяся система привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения

В конце 2015 года полноценно начали свою деятельность Национальное антикоррупционное бюро и Специализированная антикоррупционная прокуратура. За последние полгода эти структуры показали значительный прогресс в расследовании масштабных коррупционных дел о нанесении ущерба государству фирмами депутата Онищенко, злоупотреблений на Одесском припортовом заводе, коррупционных схемах на предприятии «Запорожьеоблэнерго» и других.

Однако, в процессе своей деятельности НАБУ и САП испытывают ряд сложностей. Во-первых, НАБУ не имеет возможности автономного прослушивания, что повышает риски утечки информации о проведении расследований в отношении определенного должностного лица. Поэтому парламент должен в ближайшее время принять законопроект, который предоставляет такое право детективам НАБУ.

Еще одна серьезная проблема, возникшая в ходе деятельности НАБУ и САП — взаимодействие с судами. Например, обвинительный акт о незаконном влиянии Андрея Пасишника на экс-министра экономического развития Абромавичюса был направлен в суд еще 22 апреля, однако до сегодняшнего дня не началось судебное рассмотрение дела по сути.

Поскольку судебная реформа находится лишь на начальном этапе, необходимо формирование антикоррупционного суда. Соответствующий законопроект сейчас разрабатывается общественными организациями и готовится к представлению в парламент. Идея антикоррупционного суда должна быть реализована, чтобы наконец система привлечения к ответственности за коррупционные преступления обрела завершенный вид. Антикоррупционный суд, в соответствии с представленной концепцией, будет иметь особый порядок отбора судей и серьезные гарантии их независимости, что должно минимизировать политическое влияние и способствовать неотвратимости наказания.

До сих пор не начали свою деятельность еще две институции. На завершающей стадии находится процесс избрания председателя Национального агентства по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений — до конца октября агентство может получить своего руководителя по результатам конкурса и за несколько месяцев начать работу. Более проблемным является запуск Государственного бюро расследований. Например, один из кандидатов на пост главы ГБР, военный прокурор Матиос, обжалывает тесты и называет их «некачественными», из-за чего тестирование кандидатов было перенесено.

ГБР и агентство по розыску и управлению незаконными активами являются важными элементами в новой структуре противодействия коррупции, а потому нуждаются в прозрачном отборе их руководства и скорейшем полноценном начале работы.

Отдельно следует пресечь попытки изменить подследственность преступлений. Сейчас четко определено, какой орган должен осуществлять досудебное расследование в том или ином случае. В свою очередь, последние заявления генпрокурора Луценко вызывают беспокойство. Так, по его мнению, «в стране так много преступности, что отдать исключительное право на борьбу с проявлениями высокопоставленной преступности одному небольшому правоохранительному органу — неэффективно«. Подобные шаги разрушат новую систему привлечения к ответственности за коррупционные преступления, которую выстраивают два последних года, а борьба с коррупцией снова превратится в пиар без наказания для коррупционеров.

Действенная система предотвращения коррупции в публичном секторе

Состав Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции частично был избран 16 марта этого года. Однако до сих пор не избран пятый член этого органа. Также не сформирован общественный совет при НАПК, который должен обеспечить надлежащий общественный контроль за деятельностью созданного органа. Более того, существующий механизм формирования общественного совета несет существенные риски, а потому необходимо внесение изменений в действующее законодательство.

1 сентября официально в полноценную эксплуатацию была запущена система электронного декларирования, в которой до 31 октября должны появиться около 50 000 деклараций чиновников. Однако до сих пор существуют серьезные проблемы с работой системы. Во-первых, существует ряд технических пробелов и несоответствие формы заполнения действующему законодательству. Во-вторых, некоторые депутаты не оставляют попыток избежать декларирования или ответственности за предоставление ложных данных. Попытка введения “нулевого декларування” депутатом Южаниной создает предпосылки для легализации коррупционных состояний чиновников. В предыдущем варианте законопроекта, который был опубликован в прессе, есть запрет на использование информации из «нулевых деклараций» в качестве доказательства совершения любого уголовного преступления. Поскольку в законопроекте нет исключений относительно его распространения на чиновников, такое положение поможет избежать ответственности за получение состояний коррупционным путем. Попытки депутата Гринева закрыть часть информации отнимают у граждан возможность выявить несоответствие задекларированного и реального уровня жизни чиновника. Законопроекты депутата Донец вообще разрушают смысл существования электронного декларирования. Для эффективного действия этой системы необходимо избежать уменьшения объема имущества и средств, которые должны быть задекларированы, а также исключить попытки закрытия ключевой информации.

Также необходимо законодательно определить механизм проверки служащих на добропорядочность и гарантии защиты изобличителей информации.

Эффективный контроль за соблюдением права на доступ к публичной информации

Открытость и прозрачность деятельности органов власти является одной из предпосылок для предотвращения злоупотреблений чиновников. С 2011 года в Украине действует закон, который обеспечивает право каждого гражданина на доступ к публичной информации.

Однако, по данным исследования общественного объединения «За демократию через право», лишь 28% государственных учреждений соблюдают требования этого закона, еще 55% органов систематически его нарушают. Самый безрадостный факт — 17% госучреждений вообще игнорируют запросы на доступ к публичной информации.

Для лучшей имплементации закона «О доступе к публичной информации» в парламент был внесен законопроект, который усиливает защиту этого права и ликвидирует существующие юридические пробелы. Еще один законопроект, который должен был способствовать качественному обеспечению этого права и устанавливал административную ответственность за противоправное непредоставление публичной информации, был отклонен решением парламента.

Для достижения соответствующей цели необходимо определение четких механизмов, которые должны применяться к распорядителям информации в случае безосновательного отклонения запросов о доступе к публичной информации. В частности, в законопроекте определяются полномочия омбудсмена, который должен обеспечивать соответствующее право граждан. В случаях необоснованного отклонения запроса, омбудсмен (уполномоченный по правам человека) может выносить предписания о предоставлении публичной информации, которые являются обязательными для выполнения государственными учреждениями. Такой нормативный акт должен быть принят парламентом.

Эффективное противодействие политической коррупции

В октябре 2015 Верховная Рада приняла закон о противодействии политической коррупции, содержащий много новаций: введение государственного финансирования партий, требование представления и обнародования детальных финансовых партийных отчетов, контроль НАПК за соблюдением требований законодательства, уголовная ответственность за ложные данные в отчетах, ограничения для финансирования партий и тому подобное. Эти нормы должны сделать партии независимыми от олигархов.

Нынешним летом партии впервые предоставили подробные отчеты о средствах и имуществе, а НАПК распределило 71 млн бюджетного финансирования между четырьмя парламентскими партиями.

Зато до сих пор остается ряд проблем. Во-первых, депутаты Вилкул и Каплин зарегистрировали два законопроекта, которыми хотят приостановить процесс государственного финансирования. Во-вторых, некоторые политические силы подали отчеты с ошибками и неточностями, что не соответствует нормам закона «О политических партиях», а также сделало бы невозможным получение ими бюджетного финансирования в случае претендования на него. Саботаж государственного финансирования партий помешает освобождению политических сил от влияния олигархов, а также будет мешать формированию в Украине настоящих идеологических партий.

Отдельно следует отметить необходимость противодействия кнопкодавству в парламенте путем установления норм ответственности, а также обеспечения открытости информации о деятельности парламентских комитетов и депутатов. Соответствующие законопроекты внесены в парламент и ожидают рассмотрения.

Таким образом, для эффективного противодействия политической коррупции остается необходимым внесение ряда изменений в законодательство, а также эффективная имплементация уже действующих требований к финансированию политических партий.

Итак, на следующие полтора года главной задачей в антикоррупционной реформе является защита вновь созданных институтов от их ослабления, эффективная имплементация принятого законодательства, а также создание совершенной системы привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения. Только при наличии подлинной воли к борьбе с коррупцией, а не просто громких слов, в условиях дальнейшего давления гражданского общества и западных партнеров антикоррупционная реформа имеет шансы на дальнейший прогресс и успех.

Авторы

Предостережение

Автор не является сотрудником,  не консультирует, не обладает акциями и не получает финансирования ни от одной компании или организации, которая имела бы пользу от этой статьи, а также никак с ними не связан.